Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Электронная книга «Как провести тренинг»
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Светлана Галицкая
Последнее изменение: 26 декабря 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 2

Мини-лекция «Чем опасны подавленные эмоции»

Мини-лекция «Чем опасны подавленные эмоции» Цели: актуализация темы подавления эмоций; актуализация негативного воздействия подавления на психику человека. Время: 15 минут. Число участников: любое. Для тренингов: психологические тренинги, эмоциональные тренинги

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

15 минут

Теги:

#уп­равле­ние эмо­ци­ями #гар­мо­ния #эмо­ци­ональ­ный ин­теллект

Цели:

ак­ту­али­зация те­мы по­дав­ле­ния эмо­ций. ак­ту­али­зация не­гатив­но­го воз­дей­ствия по­дав­ле­ния на пси­хику че­лове­ка.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сце­нарий де­ловой иг­ры «5 воп­ро­сов» и сце­нарий де­ловой иг­ры «Кто? За­чем? По­чему?».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

Су­щест­ву­ет ог­ромная раз­ни­ца меж­ду по­дав­ле­ни­ем и уп­равле­ни­ем эмо­ци­ями. По­дав­ле­ние – ве­дет к не­мину­емо­му вып­леску этих эмо­ций, воз­можно, не в са­мый нуж­ный мо­мент. Ес­ли же че­ловек су­ме­ет сдер­жать се­бя и не вып­леснуть на­коп­ленные чувс­тва на ок­ру­жа­ющих, он обя­затель­но сде­ла­ет это на се­бя. Зай­мет­ся са­мо­едс­твом. Со­вер­шенно оче­вид­но, что ес­ли эмо­ция есть и она не из­расхо­дова­на, то она ни­куда не де­нет­ся и при лю­бом удоб­ном слу­чае бу­дет ста­рать­ся выр­вать­ся. Ми­ни-лек­ция приз­ва­на расс­ка­зать о вре­де по­дав­ленных эмо­ций, о при­чинах и пос­ледс­тви­ях. Ло­гичес­ким вы­водом слу­жит то, что не­об­хо­димо не по­дав­лять свои чувс­тва, а уп­равлять ими.

Инструкция:

Мно­гие счи­та­ют, что пси­холо­ги, ко­учи и лю­ди, за­нима­ющиеся ду­хов­ны­ми прак­ти­ками, пре­быва­ют пос­то­ян­но в сос­то­янии эй­фо­рии. И это сос­то­яние не­кото­рых да­же от­талки­ва­ет. Для на­чала хо­чу ска­зать, что сос­то­яние гар­мо­нии – это не сос­то­яние эй­фо­рии.

Чем от­ли­ча­ют­ся эй­фо­рия и гар­мо­ния?

Эй­фо­рия – вос­торжен­ное сос­то­яние по­вышен­ной эмо­ци­ональ­нос­ти, ко­торое ме­ша­ет объ­ек­тивно­му восп­ри­ятию дей­стви­тель­нос­ти.

Гар­мо­ния – это сос­то­яние, в ко­тором есть объ­ек­тивное восп­ри­ятие ре­аль­нос­ти, при этом, ре­аль­ность не вли­яет на твое сос­то­яние – ты наб­лю­да­ешь за про­ис­хо­дящим, изв­ле­кая уро­ки из собс­твен­ных оши­боч­ных дей­ствий и ме­няя свои дей­ствия, ме­ня­ешь собс­твен­ную ре­аль­ность. При этом ты ис­пы­тыва­ешь раз­ные эмо­ции: и ра­дость, и пе­чаль, и вос­торг и за­дум­чи­вость, и лю­бовь и боль, и да­же злость и аг­рессию. Прос­то ты чувс­тву­ешь эти эмо­ции, отс­ле­жива­ешь их и поз­во­ля­ешь им быть ка­кое-то вре­мя, а по­том прос­то ме­ня­ешь эмо­цию на дру­гую. Это дос­та­точ­но прос­то, при оп­ре­делен­ной тре­ниров­ке.

По­чему вред­но по­дав­лять эмо­ции?

Мно­гие пу­та­ют это с по­дав­ле­ни­ем эмо­ций, но это да­леко не од­но и то же. По­дав­ле­ние эмо­ций очень опас­но. По­дав­ляя эмо­ции че­ловек не поз­во­ля­ет се­бе чувс­тво­вать. Он уси­ли­ем во­ли за­жима­ет эмо­ции внут­ри, не поз­во­ляя им вы­ходить на­ружу. А эмо­ции – это один из ви­дов энер­гии. И эта энер­гия, в ос­новном не­гатив­ная, об­ра­зу­ет энер­ге­тичес­кие сгуст­ки и осе­да­ет где-то внут­ри на­шего фи­зичес­ко­го те­ла, обес­пе­чивая нап­ря­жение и за­жимы в мыш­цах и мы­шеч­ных ор­га­нах, вос­па­ление в раз­личных же­лезах, и про­чие проб­ле­мы со здо­ровь­ем.

По­чему лю­ди по­дав­ля­ют эмо­ции?

При­чин, по ко­торым лю­ди по­дав­ля­ют эмо­ции – дос­та­точ­но мно­го. Но их ус­ловно мож­но раз­де­лить на 2 груп­пы:

  1. по­дав­ле­ние по­зитив­ных эмо­ций
  2. по­дав­ле­ние не­гатив­ных эмо­ций

Ког­да с детс­тва ре­бен­ку вну­ша­ют, что ра­довать­ся, гром­ко сме­ять­ся, пры­гать бе­гать и ска­кать – это неп­ра­виль­но, он в кон­це кон­цов на­чина­ет в это ве­рить. А по­чему взрос­лые так го­ворят?

  • Кто-то за­нят умс­твен­ной ра­ботой и это его отв­ле­ка­ет. И он твер­дит: «Ти­ше, не шу­мите».

  • У ко­го-то их взрос­лых мо­жет бо­леть го­лова (как в пря­мом, так и в пе­ренос­ном смыс­ле) от на­сущ­ных проб­лем, и ок­ру­жа­ющая ра­дость его разд­ра­жа­ет. И его сло­ва: «И так пло­хо, ещё ты тут ска­чешь». И ре­бенок де­ла­ет вы­вод, что ска­кать и ра­довать­ся пло­хо в прин­ци­пе, и это соз­да­ет до­пол­ни­тель­ные проб­ле­мы.
  • Ко­го-то разд­ра­жа­ет то, что у не­го не хва­та­ет сил на то, что­бы так­же ра­довать­ся, пры­гать и ска­кать, и вклю­ча­ет­ся за­висть к без­за­бот­но­му детс­тву. Та­кой по­сыл мо­жет зву­чать: «Что вы тут расп­ры­гались, зай­ми­тесь серь­ез­ны­ми де­лами, вон книж­ку по­читай­те или те­лек пос­мотри­те».
  • Кто-то из взрос­лых ре­аль­но счи­та­ет, что ра­дость, счастье – это что-то опас­ное, по­тому что в ро­ду бы­ли си­ту­ации, ког­да за ра­дость и счастье уби­вали. И та­кие лю­ди ча­ще все­го ис­поль­зу­ют фра­зы: «не смей­ся, а то по­том пла­кать бу­дешь!»
  • У ко­го-то есть стой­кая ас­со­ци­ация «ра­дос­ти — это без­за­бот­ность» и че­ловек от­ка­зыва­ет­ся не от са­мой ра­дос­ти, а от той без­за­бот­ности, ко­торая мо­жет по­мешать ре­али­зовать­ся в жиз­ни, и это­му учит сво­их, да и чу­жих де­тей то­же. И от не­го мож­но ус­лы­шать: «Поп­ры­гунья стре­коза ле­то крас­ное про­пела…» и да­лее по текс­ту. И мо­раль, ко­торую долж­ные изв­лечь де­ти в том, что ра­довать­ся жиз­ни – пло­хо!
  • У мно­гих, да и в це­лом во всем на­шем об­щест­ве, при­нято счи­тать, что ра­дость не­дос­той­ное про­яв­ле­ние для взрос­ло­го серь­ез­но­го и от­ветс­твен­но­го че­лове­ка, и эта прог­рамма транс­ли­ру­ет­ся не толь­ко до­ма, но и во всех уч­режде­ни­ях, на­чиная с детс­ких са­дов. Де­тям щед­ро на­веши­ва­ют яр­лы­ки: «кло­ун», «шут го­рохо­вый», до­бав­ляя, что ни­чего хо­роше­го из те­бя не по­лучит­ся с та­ким не­серь­ез­ным от­но­шени­ем.
  • Кто-то убеж­ден, что для ра­дос­ти ну­жен серь­ёз­ный по­вод и вос­пи­тыва­ет де­тей по­говор­кой: «Смех без при­чины – приз­нак ду­рачи­ны», «Де­лу вре­мя – по­техе – час». И этим осо­бым по­водом ста­новят­ся празд­ни­ки, подк­реп­ленные ал­ко­голем, ко­торый не толь­ко сни­ма­ет за­жимы, но и слу­жит хо­рошим оп­равда­ни­ем про­яв­ле­ния сво­ей ра­дос­ти. И пос­коль­ку че­лове­ку без ра­дос­ти жить очень пло­хо, мно­гие и впа­да­ют в ал­ко­голь­ную за­виси­мость, имен­но что­бы поз­во­лить се­бе ра­довать­ся.

В об­щем, де­тям со всех сто­рон идет мощ­ный по­сыл – не ра­довать­ся!!!

И они, же­лая по­лучить одоб­ре­ние и лю­бовь взрос­лых, при­нима­ют на ве­ру убеж­де­ние, что взрос­лый че­ловек дол­жен быть серь­ез­ным, и эмо­ций по­казы­вать не дол­жен. И они на­чина­ют по­дав­лять ра­дость внут­ри се­бя.

Обо­рот­ная сто­рона той же ме­дали – по­дав­ле­ние не­гатив­ных эмо­ций.

  • Ко­му в детс­тве не го­вори­ли: «Не плачь – ню­ня!»? Маль­чи­ков драз­ни­ли: «Пла­чешь как дев­чонка!». А ведь сле­зы – это нор­маль­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма на боль, на оби­ду. И вот та­кое през­ри­тель­ное от­но­шение к сле­зам вы­зыва­ло от­торже­ние этих эмо­ций. Ре­бенок на­учил­ся сдер­жи­вать сле­зы, тер­петь боль, при­чем до та­кой сте­пени, что во взрос­лом воз­расте ин­фарк­ты пе­рено­сит на но­гах. Но для мно­гих, осо­бен­но муж­чин, та­кое тер­пе­ние за­кан­чи­ва­ет­ся фа­таль­но – ин­суль­та­ми, без воз­можнос­ти вы­жить.
  • Мно­гие иск­рен­не счи­та­ют, что не­гатив­ные эмо­ции ис­пы­тывать неп­ристой­но. По­это­му они го­ворят сво­им де­тям «По­тер­пи. Он уда­рил те­бя, по­тому что он пло­хой. А ты – хо­роший, ты не дол­жен от­ве­чать ему, ты не дол­жен злить­ся!». И ре­бенок, же­лаю быть хо­рошим, от­ка­зыва­ет­ся от час­ти се­бя, ко­торая ис­пы­тыва­ет оби­ду, несп­ра­вед­ли­вость, боль, в об­мен на же­ла­емую лю­бовь. Что по­луча­ет­ся в ито­ге? Ре­бенок не мо­жет пос­то­ять за се­бя, у не­го раз­ви­ва­ет­ся не­уве­рен­ность в се­бе и фо­новое чувс­тво ви­ны, или не­нависть к ок­ру­жа­ющим, ко всей несп­ра­вед­ли­вой дей­стви­тель­нос­ти, ко­торая про­ис­хо­дит с ним по жиз­ни. Лю­бят ли та­кого че­лове­ка, ког­да он ста­новит­ся взрос­лым? Слож­но лю­бить че­лове­ка, ко­торый сам се­бя не лю­бит. Но он ищет люб­ви и одоб­ре­ния, де­монс­три­руя в край­них ва­ри­ан­тах, ли­бо гор­ды­ню: «ведь он та­кой хо­роший», при этом, не­нави­дя всех вок­руг, ли­бо без­воль­ность, за­ис­ки­вая и прев­ра­ща­ясь в че­лове­ка с раз­мы­тыми лич­ны­ми гра­ница­ми, о ко­торо­го прос­то вы­тира­ют но­ги.
  • «Не­гатив­ные эмо­ции – это зло!» Ре­лигия, во вся­ком слу­чае пра­вос­ла­вие, спо­собс­тву­ет и вся­чес­ки по­ощ­ря­ет имен­но та­кое по­веде­ние. «Уда­рили по пра­вой ще­ке – подс­тавь ле­вую». И да­же от лю­дей с дос­та­точ­но вы­соким ду­хов­ным уров­нем раз­ви­тия я слы­шала: «Не­гатив­ные эмо­ции – это от дь­яво­ла, их про­яв­ле­ние — не­божест­вен­но». Та­кая по­зиция то­же учит от­вергать так на­зыва­емые, низ­менные, жи­вот­ные эмо­ции, как не­дос­той­ное их про­яв­ле­ние. Но ес­ли всё, что сот­во­рено, соз­да­но Бо­гом, то лю­бые эмо­ции – то­же соз­да­ны Твор­цом. И че­лове­чес­кий ор­га­низм соз­дан так, что он со­чета­ет в се­бе и би­оло­гичес­кую сос­тавля­ющую и со­ци­аль­ную. И от­вергать своё би­оло­гичес­кое на­чало, про­яв­ле­ние инс­тин­ктив­ных ре­ак­ций, поз­во­ля­ющих обес­пе­чивать свою бе­зопас­ность, по край­ней ме­ре не­разум­но. Это все рав­но, что от­ре­зать от се­бя по ку­соч­ку, те час­ти, в ко­торых жи­вут раз­ные не при­нима­емые эмо­ции и же­лания.

По­чему? Прос­то по­наб­лю­дай­те за людь­ми, ко­торые от­верга­ют своё би­оло­гичес­кое на­чало. Они не лю­бят свое те­ло и не за­ботят­ся о нем, как буд­то оно не­дос­той­но бе­реж­но­го от­но­шения. Они ли­ша­ют се­бя гор­мо­нов ра­дос­ти, вы­раба­тыва­емых во вре­мя фи­зичес­ких уп­ражне­ний. От­но­шение к еде – не как к ис­точни­ку вос­полне­ния зат­ра­чен­ной энер­гии, а как к спо­собу по­лучить удо­воль­ствие на­бивая свой же­лудок так, что по­том при­ходит­ся стра­дать, а еще ху­же, прос­то за­пол­нить пус­то­ту. Про­яв­ле­ние инс­тин­кта к про­дол­же­нию ро­да нас­толь­ко ни­вели­рова­но, что мно­гие лю­ди соз­на­тель­но от­ка­зыва­ют­ся от сек­су­аль­ных от­но­шений, счи­тая это чем-то пос­тыдным или прос­то не­важ­ным. Лю­ди ухо­дят в ра­боту нас­толь­ко, что не ви­дят не­об­хо­димос­ти соз­да­ния семьи и про­дол­же­ния ро­да.

Че­ловек ра­зучи­ва­ет­ся чувс­тво­вать не толь­ко оби­ду и боль, но и ра­дость и лю­бовь и это сос­то­яние, за­дав­леннос­ти, в ко­тором че­ловек пре­быва­ет пос­то­ян­но, он и на­зыва­ет спо­кой­стви­ем.

А что на са­мом де­ле? Лю­ди прев­ра­ща­ют­ся в ЗОМ­БИ от зап­ре­та се­бе про­яв­лять эмо­ции.

Воз­ни­ка­ет за­кон­ный воп­рос: Как же про­яв­лять эмо­ции и не ска­тить­ся до аг­рессив­но­го асо­ци­аль­но­го ти­па, от­ве­ча­юще­го на лю­бому, кто ему пе­речит, уда­ром в ли­цо?

Нуж­но учить­ся УП­РАВЛЯТЬ эмо­ци­ями.

И та же ре­лигия, про­пове­дуя бо­жест­вен­ную лю­бовь, пра­ва, в том, что лю­бовь – это ос­новное сос­то­яние, в ко­тором че­ловек чувс­тву­ет се­бя на­илуч­шим об­ра­зом, и тог­да не воз­ни­ка­ет не­об­хо­димос­ти про­яв­лять злость и аг­рессию. Но па­радокс в том, что как это сде­лать, учат да­леко не в каж­дом пра­вос­лавном при­ходе.

И по­луча­ет­ся, что рож­да­ясь, ре­бенок об­ла­да­ет этой спо­соб­ностью ра­довать­ся жиз­ни и лю­бить мир бе­зус­ловно, но его для че­го-то учат не­нави­деть, и толь­ко ког­да он за­дыха­ет­ся в этой не­навис­ти, он ищет пу­ти, как же прий­ти в той люб­ви и ра­дос­ти, ко­торой он об­ла­дал, но ут­ра­тил в про­цес­се жиз­ни, по­верив, что важ­но дру­гое.

Как это сде­лать:

    При­нять все те час­ти се­бя, в ко­торых жи­вет все то, что вам не нра­вит­ся: злость, оби­да, боль, и да­же аг­рессия и не­нависть. На са­мом де­ле суть не в том, что нуж­но драть­ся и ха­мить, но что­бы это­го не де­лать, нуж­но приз­нать что та­кое же­лание в прин­ци­пе мо­жет воз­никнуть у вас, и это не за­зор­но.

  • Поб­ла­года­рить все свои эмо­ции за то, что они ок­ра­шива­ют жизнь в раз­ные цве­та.
  • Поз­во­лить се­бе, раз­ре­шить се­бе ис­пы­тывать эти эмо­ции. Поб­ла­года­рить се­бя за то, что вы раз­ре­шили се­бе эмо­ции. Слё­зы – это один из са­мых прос­тых и эф­фектив­ных спо­собов от­пуска­ния не­гатив­ных эмо­ций. Вспом­ни­те тот мо­мент, ког­да по­доб­ные эмо­ции воз­ни­кали и вас кто-то зас­та­вил их по­давить, поб­ла­года­рите то­го, кто зап­ре­тил вам их про­яв­лять и от­пусти­те их, по­тому что сей­час в них уже нет нуж­ды.*

Об этом вы мо­жете по­читать в дру­гой ми­ни-лек­ции Ис­кусс­тво уп­равле­ния эмо­ци­ями.

Вопросы для обсуждения:

  • Склон­ны ли вы к по­дав­ле­нию эмо­ций?
  • Что вы чувс­тву­ете, ког­да по­нима­ете, что эмо­ции ки­пят, а вы не мо­жете их вы­разить?
  • Зна­ете ли вы ме­тоды уп­равле­ния эмо­ци­ями?
  • Что бы­ва­ет при дли­тель­но по­дав­ле­нии чувств?
  • В чем раз­ни­ца меж­ду по­дав­ле­ни­ем и конт­ро­лем эмо­ций?

Контекст:

Так­же пос­мотри­те дру­гие на­ши уп­ражне­ния: Кен­гу­ру, Со­бесе­дова­ние, иг­ра Эмо­ция сло­вами, уп­ражне­ния По­кажи эмо­цию, Ма­нифес­та­ция, Крас­ки эмо­ций. Так­же на те­му уп­равле­ния эмо­ци­ями ре­комен­ду­ем поз­на­комить­ся с ви­део Конт­роль эмо­ций.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Поэтапная работа со стыдом

от
10 мин.

до
15 мин.
4
0
Упражнение на навыки

Ребёнок внутри

от
30 мин.

до
1 часа
5
0
только для
участников
Мини-лекция

Функции эмоций

от
5 мин.

до
1 часа
185 рублей
1
0

Комментарии