Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Готовые программы и сценарии тренингов
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Максим Филимонов
Последнее изменение: 7 февраля 2025

Упражнение-разминка «Кенгуру»

Упражнение-разминка «Кенгуру» Цели: показать влияние эмоционального контроля на взаимодействие с людьми; дать участникам опыт управления эмоциями в стрессовой ситуации; развить осознанность в отношении своих реакций и триггеров. Время: от 7 минут до 15 минут. Число участников: от 6 до 20. Для тренингов: эмоциональные тренинги, тренинги по стрессу, тренинги лидерства

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

от 6 до 20
 

Оптимальное время:

от 7 минут до 15 минут

Теги:

#раз­ви­тие #тре­нинг #Пси­холо­гия #уп­равле­ние стрес­сом #конт­роль эмо­ций #эмо­ци­ональ­ный ин­теллект

Цели:

По­казать вли­яние эмо­ци­ональ­но­го конт­ро­ля на вза­имо­дей­ствие с людь­ми. Дать участ­ни­кам опыт уп­равле­ния эмо­ци­ями в стрес­со­вой си­ту­ации. Раз­вить осоз­нанность в от­но­шении сво­их ре­ак­ций и триг­ге­ров.

Результаты (ЗУН):

  • Зна­ние о том, как лю­ди ре­аги­ру­ют на фруст­ра­цию.
  • Зна­ние о ме­ханиз­мах со­ци­аль­но­го дав­ле­ния и их вли­янии на эмо­ци­ональ­ное сос­то­яние.
  • Убеж­де­ние в том, что эмо­ци­ями мож­но уп­равлять, а не по­дав­лять.
  • Убеж­де­ние в том, что внеш­няя сре­да вли­яет на эмо­ции, но фи­наль­ная ре­ак­ция ос­та­ёт­ся в ру­ках че­лове­ка.
  • Убеж­де­ние в том, что эмо­ци­ональ­ный ин­теллект — это не врож­дённое ка­чест­во, а на­вык.
  • На­вык осоз­на­ния и уп­равле­ния эмо­ци­ями в про­вока­ци­он­ных си­ту­ациях.
  • На­вык ре­гули­рова­ния стрес­со­вых ре­ак­ций.
  • На­вык осоз­на­ния груп­по­вой ди­нами­ки и её вли­яния на по­веде­ние.

Аудитория:

Ру­ково­дите­ли и ме­нед­же­ры. Спе­ци­алис­ты, ра­бота­ющие в кли­ент­ском сер­ви­се. Ко­ман­ды, ко­торым важ­но эф­фектив­ное вза­имо­дей­ствие. Лю­ди, раз­ви­ва­ющие эмо­ци­ональ­ный ин­теллект.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся са­мос­то­ятель­ный курс «Рас­позна­вание сво­их эмо­ций» и са­мос­то­ятель­ный курс «От са­мо­оцен­ки к са­моп­ри­нятию».

Требуемый реквизит:

Прост­ранс­тво для пе­реме­щения участ­ни­ков. Воз­можность вы­вес­ти че­лове­ка за пре­делы ауди­тории (дру­гая ком­на­та, ко­ридор).

Описание:

Это ди­намич­ное уп­ражне­ние, пог­ру­жа­ющее участ­ни­ков в си­ту­ацию, тре­бу­ющую мак­си­маль­но­го конт­ро­ля эмо­ций. Оно де­монс­три­ру­ет, нас­коль­ко лег­ко че­ловек по­пада­ет в ло­вуш­ку эмо­ци­ональ­ной ре­ак­ции, ког­да ок­ру­жа­ющие ока­зыва­ют дав­ле­ние. В ре­зуль­та­те участ­ни­ки не толь­ко по­луча­ют мощ­ный опыт са­мореф­лексии, но и на­чина­ют осоз­на­вать ме­ханиз­мы, поз­во­ля­ющие справ­лять­ся со стрес­сом и сох­ра­нять хлад­нокро­вие в нап­ря­жён­ных си­ту­ациях.

Инструкция:

Под­го­тов­ка

  • Вы­бор ис­пы­ту­емо­го: До на­чала уп­ражне­ния вы­бери од­но­го участ­ни­ка, ко­торый бу­дет ис­пы­ту­емым. Это мож­но сде­лать слу­чай­ным об­ра­зом или выз­вать доб­ро­воль­ца. Важ­но, что­бы че­ловек был дос­та­точ­но эмо­ци­ональ­но вклю­чён в про­цесс и не сра­зу за­подоз­рил под­вох.
  • Под­го­ворен­ный участ­ник: За 20–30 ми­нут до уп­ражне­ния най­ди од­но­го че­лове­ка (луч­ше то­го, кто ком­форт­но чувс­тву­ет се­бя в груп­пе). Объ­яс­ни ему, что он дол­жен бу­дет за­гадать ис­пы­ту­емо­му сло­во «Кен­гу­ру» и ска­зать ему, что это «аб­со­лют­но лю­бое сло­во». До­гово­рись с ним, что он не дол­жен по­казы­вать, что что-то не­обыч­но.
  • Инс­трук­ция для ос­таль­ных участ­ни­ков: Ког­да ис­пы­ту­емый вый­дет из ауди­тории, объ­яс­ни груп­пе их за­дачу: Они долж­ны сде­лать вид, что не по­нима­ют, ка­кое сло­во за­гады­ва­ет ис­пы­ту­емый. Пред­ла­гать по­хожие, но неп­ра­виль­ные вер­сии (нап­ри­мер, ес­ли ис­пы­ту­емый пры­га­ет — ска­зать «за­яц», ес­ли по­казы­ва­ет сум­ку — ска­зать «бе­ремен­ный за­яц» и т. д.). Не пе­реги­бать пал­ку, что­бы не выз­вать аг­рессию, а толь­ко спро­воци­ровать лёг­кую фруст­ра­цию.

Ход уп­ражне­ния

  • Ввод­ная часть (1 ми­нута): Объ­яс­ни груп­пе, что сей­час бу­дет лёг­кая раз­минка — иг­ра в ду­хе «Кро­коди­ла». Расс­ка­жи, что один че­ловек вый­дет, ему за­гада­ют сло­во, а он дол­жен бу­дет его по­казать. Ос­таль­ные участ­ни­ки бу­дут пы­тать­ся уга­дать.
  • Вы­веде­ние ис­пы­ту­емо­го (1 ми­нута): Ис­пы­ту­емый вы­ходит из ауди­тории вмес­те с за­ранее под­го­ворен­ным участ­ни­ком. Под­го­ворен­ный участ­ник за­гады­ва­ет сло­во «Кен­гу­ру».
  • Инс­трук­ция груп­пе (30 се­кунд – 1 ми­нута): По­ка ис­пы­ту­емый на­ходит­ся за дверью, ещё раз объ­яс­ни груп­пе их роль. Под­черк­ни, что они не долж­ны быст­ро уга­дывать сло­во, а долж­ны вво­дить ис­пы­ту­емо­го в сос­то­яние лёг­кой фруст­ра­ции.
  • Дай груп­пе при­меры неп­ра­виль­ных от­ве­тов.

  • Ос­новная часть – по­каз сло­ва (3–7 ми­нут): Ис­пы­ту­емый возв­ра­ща­ет­ся и на­чина­ет по­казы­вать за­гадан­ное сло­во. Груп­па ре­аги­ру­ет так, как бы­ло ого­воре­но. В те­чение 1–2 ми­нут наб­лю­дай за из­ме­нени­ями в по­веде­нии ис­пы­ту­емо­го. Как пра­вило, сна­чала он пы­та­ет­ся объ­яс­нить жес­ти­куля­ци­ей, за­тем на­чина­ет го­ворить, по­том — злить­ся. Важ­но, что­бы тре­нер вни­матель­но сле­дил за его эмо­ци­ональ­ным сос­то­янием. Ес­ли че­ловек на­чина­ет ис­пы­тывать слиш­ком силь­ный стресс, за­вер­шай уп­ражне­ние.
  • За­вер­ше­ние (1 ми­нута): Как толь­ко ис­пы­ту­емый за­мет­но разд­ра­жит­ся или по­теря­ет эн­ту­зи­азм, тре­нер объ­яв­ля­ет, что иг­ра окон­че­на. Объ­яс­ни, что сло­во «Кен­гу­ру» зна­ли все, но за­дача бы­ла не уга­дать его. Сра­зу пе­рехо­ди к об­сужде­нию, по­ка эмо­ции све­жи.

До­пол­ни­тель­ные ню­ан­сы

  • Ес­ли ис­пы­ту­емый ос­та­ёт­ся спо­кой­ным и не разд­ра­жа­ет­ся, про­дол­жай иг­ру, но наб­лю­дай, ког­да он нач­нёт про­яв­лять не­до­уме­ние или лёг­кую фруст­ра­цию.
  • Ес­ли ис­пы­ту­емый быст­ро до­гады­ва­ет­ся о за­гово­ре — это по­вод об­су­дить его уро­вень осоз­наннос­ти и вни­матель­нос­ти к ок­ру­жа­ющей сре­де.
  • Ес­ли че­ловек че­рес­чур разд­ра­жа­ет­ся, тре­нер дол­жен вов­ре­мя прер­вать уп­ражне­ние и мяг­ко вер­нуть всех в бе­зопас­ное прост­ранс­тво.

Вопросы для обсуждения:

  • Ка­кие эмо­ции вы ис­пы­тыва­ли во вре­мя уп­ражне­ния?
  • В ка­кой мо­мент по­яви­лась фруст­ра­ция?
  • Как ре­аги­ровал ваш ор­га­низм (те­ло, ды­хание, мыс­ли)?
  • Что по­мог­ло бы спра­вить­ся с эмо­ци­ями в та­кой си­ту­ации?
  • Как этот опыт мож­но ис­поль­зо­вать в ре­аль­ной жиз­ни?

Вариации:

  • Для ко­учин­га (ин­ди­виду­аль­ная ра­бота): Кли­ент мо­жет опи­сывать не­дав­нюю си­ту­ацию, в ко­торой он чувс­тво­вал фруст­ра­цию. Ко­уч за­да­ёт воп­ро­сы, по­могая вы­явить мо­мен­ты, ког­да эмо­ции на­чали вы­ходить из-под конт­ро­ля. Вмес­то ре­аль­но­го дей­ствия мож­но ис­поль­зо­вать ви­зу­али­зацию и реф­лексию.
  • Для боль­ших групп: Раз­де­лить груп­пу на нес­коль­ко подг­рупп и про­вес­ти уп­ражне­ние па­рал­лель­но. Сде­лать иг­ру бо­лее струк­ту­риро­ван­ной: до­бав­лять по од­но­му че­лове­ку в «зри­тели», что­бы ана­лизи­ровать про­цесс.
  • Для он­лайн-фор­ма­та: Ис­пы­ту­емый опи­сыва­ет своё сло­во сло­вами (без по­каза), а ос­таль­ные участ­ни­ки на­мерен­но не­вер­но его уга­дыва­ют. В ча­те мож­но де­лать под­дель­ные до­гад­ки, что­бы уви­деть ре­ак­цию ис­пы­ту­емо­го. Мож­но адап­ти­ровать иг­ру под пись­мен­ный фор­мат — да­вать за­ведо­мо неп­ра­виль­ные со­веты в ре­шении проб­ле­мы.

Рекомендации:

Воз­можные слож­ности и как с ни­ми ра­ботать

  • Ис­пы­ту­емый быст­ро раз­га­дыва­ет под­вох: Мож­но за­ранее выб­рать ме­нее про­ница­тель­но­го участ­ни­ка. Мож­но ус­ложнить за­дачу: пусть участ­ни­ки не прос­то не уга­дыва­ют сло­во, а об­сужда­ют меж­ду со­бой вер­сии, ак­тивно спо­ря.
  • Ис­пы­ту­емый ос­та­ёт­ся слиш­ком спо­ко­ен: Вклю­чи до­пол­ни­тель­ные про­вока­ции: нап­ри­мер, груп­па на­чина­ет вслух сом­не­вать­ся в его спо­соб­ности объ­яс­нять. Мож­но уве­личить ко­личест­во «оши­боч­ных» пред­по­ложе­ний.
  • Ис­пы­ту­емый вы­ходит из се­бя: Ес­ли че­ловек на­чал чрез­мерно злить­ся, важ­но вов­ре­мя ос­та­новить уп­ражне­ние. Объ­яс­нить груп­пе, что цель не до­вес­ти че­лове­ка до стрес­са, а по­казать ме­ханизм воз­никно­вения эмо­ций.
  • Не­кото­рые участ­ни­ки не хо­тят участ­во­вать: На­пом­ни, что это раз­минка, и учас­тие доб­ро­воль­ное. Дай воз­можность ко­му-то прос­то по­наб­лю­дать.

Как улуч­шить эф­фект уп­ражне­ния

  • Про­си участ­ни­ков за­мечать не толь­ко эмо­ции ис­пы­ту­емо­го, но и свои собс­твен­ные ре­ак­ции.
  • За­писы­вай ос­новные мо­мен­ты, что­бы по­том вер­нуть­ся к ним в об­сужде­нии.
  • Пе­ред уп­ражне­ни­ем пред­ло­жи участ­ни­кам при­думать, как они бу­дут вес­ти се­бя, ес­ли их по­пыта­ют­ся вы­вес­ти из рав­но­весия.

Особенности проведения:

  • Важ­но вни­матель­но сле­дить за эмо­ци­ональ­ным сос­то­янием ис­пы­ту­емо­го, не до­пус­кая вы­хода си­ту­ации из-под конт­ро­ля.
  • Не до­пус­кай чрез­мерно­го дав­ле­ния на ис­пы­ту­емо­го, что­бы не выз­вать не­гатив­ный опыт.
  • Уп­ражне­ние долж­но быть ди­намич­ным — ес­ли ис­пы­ту­емый не злит­ся че­рез 3–5 ми­нут, луч­ше ос­та­новить и об­су­дить его стой­кость к ма­нипу­ляци­ям.
  • Ес­ли ис­пы­ту­емый на­чина­ет спо­рить или слиш­ком за­щищать­ся — пред­ло­жи ему осоз­нать, по­чему для не­го важ­но до­казать свою пра­воту.

Точки активности:

  • Вве­дение (1 ми­нута): Объ­яс­не­ние фор­ма­та раз­минки, вы­бор ис­пы­ту­емо­го.
  • Вы­вод ис­пы­ту­емо­го из ком­на­ты (1 ми­нута): Под­го­ворен­ный участ­ник за­гады­ва­ет сло­во «Кен­гу­ру».
  • Инс­трук­ция груп­пе (30 се­кунд – 1 ми­нута): На­поми­нание участ­ни­кам их ро­ли — не уга­дывать сло­во.
  • Ис­пы­ту­емый по­казы­ва­ет сло­во (3–7 ми­нут): Участ­ни­ки де­ла­ют вид, что не по­нима­ют; ве­дущий сле­дит за эмо­ци­ональ­ным сос­то­янием ис­пы­ту­емо­го.
  • За­вер­ше­ние уп­ражне­ния (1 ми­нута): Ве­дущий раск­ры­ва­ет за­говор.
  • Об­сужде­ние (5–7 ми­нут): Ана­лиз эмо­ций, вы­воды, связь с ре­аль­ной жизнью.

Контекст:

Где луч­ше ис­поль­зо­вать уп­ражне­ние в тре­нин­ге

  • В на­чале тре­нин­га – как раз­минку для вов­ле­чения участ­ни­ков.
  • В се­реди­не – пе­ред бло­ками о стрес­со­ус­той­чи­вос­ти и уп­равле­нии эмо­ци­ями.
  • В тре­нин­гах по ра­боте с кли­ен­та­ми – по­мога­ет осоз­нать, как эмо­ции вли­яют на ком­му­ника­цию.
  • В уп­равлен­ческих тре­нин­гах – да­ёт опыт са­моконт­ро­ля в ус­ло­ви­ях дав­ле­ния.

Свя­зан­ные ма­тери­алы

В ми­ни-лек­ции Ис­кусс­тво уп­равле­ния эмо­ци­ями мож­но най­ти нес­коль­ко по­лез­ных со­ветов по дан­ной те­ме. Ин­форма­цию ка­са­ющуюся эмо­ций так­же мож­но най­ти в ми­ни-лек­ции Те­ория эмо­ций Плут­чи­ка и об­ра­тив­шись к ви­део Конт­роль эмо­ций. Оз­на­комив­шись с ми­ни-лек­ци­ей Чем опас­ны по­дав­ленные эмо­ции, ауди­тория точ­нее пой­мет раз­ни­цу меж­ду по­дав­ле­ни­ем и конт­ро­лем собс­твен­ных чувств.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на на­ши бло­ги по эмо­цио­наль­но­му ин­тел­лек­ту и са­мо­при­ня­тию. В них вы най­дё­те яс­ную тео­рию и по­лез­ную ин­фор­ма­цию по дан­ным те­мам, их обу­че­нию и прод­ви­же­нию. Бло­ги по­лез­ны как тре­не­рам и спе­циа­лис­там по обу­че­нию, так и ши­ро­кой ауди­то­рии.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Методы избавления от страхо...

от
15 мин.

до
20 мин.
7
0
Упражнение на навыки

Увеличьте вашу осознанность

40 минут
10
0
только для
участников
Программа тренинга

Знакомство с эмоциональным ...

3 часа
от
6
до
20
590 рублей
17
0

Комментарии