Цели:
актуализация навыка позитивного мышления.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся готовый тренингТребуемый реквизит:
реквизит не требуется.
Описание:
Тема развития позитивного мышления уже прошла свой пик популярности и иногда можно встретиться с мнением, что эмоцию, даже если она негативная, необходимо выражать. С этим сложно поспорить, но тут не об этом. Позитивное мышление, простым языком, это когда всё идет не так как хотелось бы, не нужно впадать в депрессию, жаловаться на жизнь и жалеть себя. Мыслить позитивно — это когда ситуация уже произошла, нужно найти в ней позитивные моменты. Всё происходит не просто так в нашем мире, всё взаимосвязано. Даже если невозможно найти ну ничего позитивного, все равно посмотрите на ситуацию со стороны — возможно, это опыт, который пригодится нам в дальнейшем. Работу с данным лекционным блоком можно построить в форме диалога. Тренер может приводить ситуации, описанные выше, а группа — искать в них позитивные моменты. Можно записывать их на флипчарте.
Инструкция:
Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение — как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного клиента или просто человека в общении — как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Давайте вспомним два понятия — «разведчик» и «шпион». Со словом «разведчик» сразу ассоциируются слова «подвиг», «доблестный», «смелый» — в общем, наш. А «шпион» — подлый, гнусный, хитрый, вынюхивающий враг. Если же мы обратимся к толковому словарю, то увидим, что оба они занимаются сбором информации, часто делая это в тылу врага. Так в чем же разница? В восприятии.
Рефрейминг — это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame — рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
- Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, проходя тренинг в те дни, когда можно было продавать и зарабатывать, люди думают: «Вместо того, чтобы зарабатывать деньги, мы сейчас тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем больше зарабатывать». Другой пример: «Сейчас мы внедряем новые технологии, и это требует много времени». Рефрейминг: «Мы сейчас обеспечиваем себе большой временной выигрыш на будущее».
- Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато». Совершил ошибку — зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем. Действительно, сейчас очень напряженная работа — зато она позволит выполнить план. Неприятный в общении человек — зато умный; у него многому можно научиться.
- Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения. Действительно, много работы, но у Васи работы еще больше. Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни — два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас.
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Мы не призываем к лакировке действительности, а к тому, чтобы видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». Приведем несколько примеров:
- Потенциальный клиент работает с конкурентами. Можно рассудить, что он бесперспективен, а можно сказать, что у него уже сформирована потребность, так что остается только убедить работать с нами.
- В коллективе появился неформальный лидер. Можно увидеть в нем своего потенциального помощника и сделать все, чтобы он им стал, а можно относиться к нему как к конкуренту, усугубляя конфликт.
- Присутствуя на неудачном совещании или презентации можно воспринимать происходящее как урок — определять, что не надо делать, фиксировать ошибки и брать на вооружение. А можно просто сожалеть о напрасно потраченном времени.
Таким образом, один в ситуации увидит только проблему, а другой — еще и возможность.
Рефрейминг: практикум
Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
- Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т.п.) для творческого человека, любящего полет мысли.
Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника».
- Большая нагрузка.
- Трудный клиент в продажах.
- Необходимость частых командировок.
- Необходимость выступать публично.
- Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами; на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными.
- Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее.
- Нет карьерного роста.
- Частые изменения.
- Частые совещания.
- Хороший работник, но непростой в общении человек (а хотелось бы именно приятного в общении).
Варианты рефрейминга
Рутинная работа (аналитическая, требующая внимания к деталям и т. п.) для творческого человека, любящего полет мысли:
- Настоящий профессионал может все, а не только то, что нравится.
- Универсальность — залог карьерного роста (или другого в соответствии с картой мотиваторов сотрудника).
- Можно найти креатив и в рутинной работе (показать конкретно). Вызов самому себе: слабо ли мне?
Руководитель рассуждает по принципу: «Проще сделать самому, чем научить сотрудника»:
- Задача руководителя — добиться целей бизнеса, используя ресурсы других людей, а не собственные.
- Инвестиция времени: научив сейчас, экономишь свое время в будущем (если задача повторяющаяся).
- Наставничество повышает ваш авторитет в глазах подчиненных.
- Научив подчиненного, можно больше внимания уделять той работе, которая вам больше нравится.
- Многих людей мотивирует доверие со стороны руководителя, так что это повышает их лояльность.
Большая нагрузка:
- Чем больше занят, тем больше успеваешь.
- Учишься лучше ценить отдых.
- Учишься лучше планировать свое время.
- Если такая загрузка — явление временное, то можно думать о том, что скоро за счет большой работы сейчас будет легче.
- Больше загрузка — больше заработок.
- Больше нагрузка — больше тренировка, эффективнее повышается профессиональный уровень.
- Можно сравнить с кем-то, у кого загрузка больше.
Трудный клиент в продажах:
- Тренинг профессионализма, конкретных навыков.
- Трудные клиенты часто потом становятся более лояльными, чем те, кто изначально был в позитиве.
- Урок на будущее.
- Воспитание терпимости — пригодится в жизни.
- Конкретный вариант с «зато»: например, зато денежный, зато редко приходится с ним общаться.
- На самом деле их не так и много.
- Можно пожалеть, потому что трудные люди — как правило, люди с комплексами или серьезными проблемами.
- Можно найти что-то забавное в ситуации.
- Есть чем похвастаться перед коллегами.
- Трудных клиентов обычно доверяют только опытным — значит вас ценят.
- «Завоевав» трудного клиента, вы завоюете авторитет и уважение руководства.
Необходимость частых командировок:
- Путешествия.
- Разнообразие.
- Больше возможностей заработка.
- В дороге можно сделать многое, на что времени обычно не хватает (например, почитать, посмотреть фильмы или сериалы и т.д.)
- Много знакомств.
- Веселое времяпровождение с клиентами.
- Возможность устроить личную жизнь.
- Отдохнуть от «домашних обязанностей».
- Не заниматься хозяйством.
Необходимость выступать публично:
- Всегда понадобится в случае карьерного роста.
- Легко показать себя с лучшей стороны большому количеству людей.
- Приятно, когда тебя ценят — ведь публичные выступления не всем доверят.
- Как правило, люди стремятся получить от презентации пользу, иначе их время будет потеряно зря. Поэтому думайте о том, что они тоже заинтересованы в том, чтобы выступление прошло хорошо.
Много неопытных коллег, новичков, которые часто отвлекают вопросами, на них приходится тратить время, хотя они и не являются подчиненными:
- Это прекрасный опыт для будущего руководителя. Это прекрасный опыт для настоящего или будущего родителя (детей надо всему научить и постоянно отвечать на вопросы).
- Раз обращаются, значит, ценят и уважают.
- Руководитель будет вам благодарен за то, что вы выполняете часть его работы.
- Собственный PR — такие моменты очень часто оцениваются при решениях о продвижении или включении в кадровый резерв.
Работа среди людей, большинство из которых значительно опытнее, компетентнее:
- Бесплатный тренинг.
- Возможность продемонстрировать высокий уровень обучаемости. Тренировка в более сильной команде всегда дает больше.
- Вызов самому себе: смогу ли я?
Есть у кого учиться.
Нет карьерного роста:
- Руководителю приходится зависеть от других, в то время как вы сами себе голова.
- Руководителю часто приходится больше работать. Руководитель — буфер между подчиненными и высшим руководством.
- Руководителям всегда приходится разбирать все самые сложные конфликты и проблемы.
- Руководителю приходится делать гораздо больше отчетов, планов и т.п.
Меньше должность — меньше ответственность.
Частые изменения:
- Работа никогда не надоест.
- При изменениях легче проявить себя.
- При изменениях легче всего продемонстрировать лояльность. Изменения могут давать дополнительные выгоды и возможности. Карьера часто делается именно в ситуациях изменений.
Формируют гибкость и креативность.
Частые совещания:
- Можно проявить себя.
- В обсуждении легче отшлифовать идеи.
- Тренируются навыки убеждения, влияния, управления групповой динамикой.
- Снижаются риски принятия решений.
- Ответственность уже не только твоя персональная, но и других участников совещания.
- Знаешь планы руководства.
Зато в рабочее время.
Требовательный руководитель:
- Точно будешь знать, что делать.
- Точно будешь уверен, что похвала действительно заслужена. Требует не только с вас, так что обижаться не на что.
- Зато все понятно и четко.
- Зато результаты хорошие.*
Скорее научишься.
Вопросы для обсуждения:
- Какое мышление (позитивное/негативное) присуще окружающим Вас, близким людям?
- Какое мышление (позитивное/негативное) присуще Вам лично?
- Считаете ли Вы полезным навык во всем находить хорошее; почему?
Рекомендации:
тема развития позитивного мышления уже прошла свой пик популярности и иногда можно встретиться с мнением, что эмоцию, даже если она негативная, необходимо выражать. С этим сложно поспорить, но тут не об этом. Позитивное мышление, простым языком, это когда всё идет не так как хотелось бы, не нужно впадать в депрессию, жаловаться на жизнь и жалеть себя. Мыслить позитивно – это когда ситуация уже произошла, нужно найти в ней позитивные моменты. Всё происходит не просто так в нашем мире, всё взаимосвязано. Даже если невозможно найти ну ничего позитивного, все равно посмотрите на ситуацию со стороны – возможно, это опыт, который пригодится нам в дальнейшем. Работу с данным лекционным блоком можно построить в форме диалога. Тренер может приводить ситуации, описанные выше, а группа – искать в них позитивные моменты. Можно записывать их на флипчарте.
Контекст:
Мини-лекцию можно связать с упражнениями
Для тренеров:
Для размещения своих материалов напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Обратите внимание на наш блог по самопринятию. В нём вы найдёте ясную теорию и полезную практику по принятию себя и смежным темам. Блог будет полезен как тренерам и специалистам обучающих профессий, так и широкой аудитории.
Комментарии