Цели:
сформировать понимание природы мотивации. ознакомление с основными классификациями мотивации.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся программа тренингаТребуемый реквизит:
реквизит не требуется.
Описание:
Вступая в переговоры с оппонентом, каждая сторона преследует свои цели. Но не всегда удается получить желаемый результат напрямую заявив о своих желаниях. Бывает необходимо аккуратно направить собеседника на совершение нужного нам действия – замотивировать. Для этого предлагаем поговорить о природе мотивации и классифицировать ее, как предложено в данном лекционном блоке. В статье приведены базовые формы и виды мотиваций, влияющие на решение человека совершить тот или иной поступок.
Инструкция:
Мотивация — это побуждение кого-либо к действию для достижения личных целей или целей организации.
Мотивирование — это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов.
Мотивацию классифицируют по видам:
- По источникам возникновения мотивов различают мотивацию внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя мотивация индивидуально значима для самого человека. Внутренние мотивы связана с содержанием деятельности и личной заинтересованностью в ее результатах, с осознанием значимости выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать свои знания, умения, опыт, развить способности. Внутренние факторы мотивации: мечта, самореализация, идеи, творчество, самоутверждение, убежденность, любопытство, здоровье, личный рост, потребность в общении. Внутреннее мотивирование является более сложным процессом и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае следует найти психологический способ усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, например снижения монотонности труда и др. Внутренний тип мотивации требует от самого менеджера гораздо больших усилий, знаний и способностей.
Внешняя мотивация важна для человека через признание его окружающими. Внешние мотивы формируется под воздействием таких факторов, как условия оплаты труда, социальные гарантии, перспектива карьерного роста, поощрение (наказание) руководителем и т. п. Они оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Внешние факторы мотивации: деньги, карьера, статус, признание, престижные вещи, эстетика быта, возможность путешествовать. Более эффективна система факторов, которая влияет и на внешнюю, и на внутреннюю мотивацию. Внешнее мотивирование представляет собой своего рода процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю, а тот ее выполняет. При таком виде мотивирования работодателю надо знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала или иной вид морального поощрения.
Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между «внешней» и «внутренней» мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены «внутренней» мотивацией, а в других — «внешней». Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем не мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи.
- По направленности на достижение целей фирмы различают мотивацию положительную, способствующую эффективному достижению целей, и отрицательную, препятствующую этому.
К основным видам положительной мотивации относятся материальное поощрение в виде персональных надбавок к окладам и премий, повышение авторитета работника и доверия к нему в коллективе, поручение особо важной работы и т.п.
Отрицательная мотивация — это прежде всего материальные взыскания (штрафные санкции), снижение социального статуса в коллективе, психологическая изоляция работника, создание атмосферы нетерпимости, понижение в должности.
- По используемым способам различают мотивацию нормативную, принудительную и стимулирование.
Нормативная мотивация — это побуждение человека к определенному поведению посредством идейно-психологического воздействия: убеждения, внушения, информирования, психологического заражения и т.п.
Принудительная мотивация основывается на использовании власти и угрозе неудовлетворения потребностей работника в случае невыполнения им соответствующих требований.
Стимулирование — воздействие не на личность как таковую, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работника к определенному поведению.
Первые два вида мотивации прямые, так как предполагают непосредственное воздействие на подчиненных, третий — косвенный, так как в его основе лежит воздействие внешних факторов стимулов.
- В зависимости от основных групп потребностей различают мотивацию материальную, трудовую и статусную.
Материальная мотивация — стремление к достатку, более высокому уровню жизни — зависит от уровня личного дохода, его структуры, дифференциации доходов в организации и обществе, действенности системы материальных стимулов, применяемых в организации.
Трудовая мотивация порождается непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. Трудовая мотивация связана, с одной стороны, с содержательностью, полезностью непосредственно труда, а с другой — с самовыражением, самореализацией работника.
Статусная мотивация является внутренней движущей силой поведения человека, связанного с его стремлением занять более высокую должность, выполнять более сложную и ответственную работу, работать в престижных, социально значимых сферах организации. Кроме того, человеку может быть свойственно стремление к лидерству в коллективе, более высокому неофициальному статусу, а также стремление стать признанным специалистом, пользоваться авторитетом.
Материальные и нематериальные формы мотивации
Материальная форма мотивации делится на:
- прямую — повременная, сдельная оплата труда, премирование трудовых достижений, участие в доходах компании, оплата обучения;
- косвенную — предоставление льгот на приобретение жилья, льготы на проезд в транспорте, организация питания на предприятии.
Нематериальная форма мотивации повышает привлекательность труда в данной организации за счет: возможности карьерного роста, получение права совещательного голоса при принятии решений руководством, повышения квалификации, организация гибкого графика.
Существуют различные способы мотивации, в том числе:
- убеждение — побуждение человека к определенному поведению путем психологического воздействия, внушения, информирования;
- принуждение — использование порицания и применение мер наказания в случае невыполнения работником требований руководства;
- стимулирование — косвенное воздействие на личность через изменение внешних обстоятельств, использование стимулов (например, изменение размера зарплаты, предоставление/лишение определенных возможностей, материальных ценностей), побуждающих к ожидаемым действиям.
Стимулы и мотивы служат основными рычагами мотивации. В специальной литературе эти понятия нередко (и ошибочно) употребляются как тождественные, но их необходимо различать: мотив характеризует стремление работника получить определенные блага, а стимул подразумевает сами эти блага.
Вопросы для обсуждения:
- Приходилось ли Вам толкать людей на совершение того или иного действия?
- Оказывались ли Вы когда-нибудь жертвой чужих манипуляций; как Вы справились с этим?
- Знаете ли Вы какие-нибудь способы воздействия на собеседника в разговоре?
- Вспомните последнюю покупку или серьезное принятое решение — какова была мотивация повлиявшая на Вас?
Контекст:
а основе этих первоначальных данных тренер может углубиться в предмет и рассказать аудитории о приемах воздействия на собеседника, о способах манипуляции, ознакомившись с мини-лекцией
Для тренеров:
Для размещения своих материалов, включая платные, напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Комментарии