Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Самостоятельный тренинг самооценки и самопринятия
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Светлана Галицкая
Последнее изменение: 26 декабря 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 3

Мини-лекция «Активное слушание»

Мини-лекция «Активное слушание» Цели: актуализация темы активного слушания; знакомство с методами активного слушания. Время: 20 минут. Число участников: любое. Для тренингов: тренинги по продажам, тренинги общения, тренинги переговоров

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

20 минут

Теги:

#уме­ние слу­шать #эм­па­тия #ак­тивное слу­шание

Цели:

ак­ту­али­зация те­мы ак­тивно­го слу­шания. зна­комс­тво с ме­тода­ми ак­тивно­го слу­шания.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сце­нарий сю­жет­но-ро­левой иг­ры «Сек­ретные тор­го­вые аген­ты» и прог­рамма тре­нин­га «Про­дажи».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

Уме­ние слу­шать не ме­нее важ­но чем уме­ние кра­сиво из­ла­гать свои мыс­ли. Со­бесед­ник не расс­ка­зав­ший о се­бе ни­чего, но ак­тивно ин­те­ресу­ющий­ся ис­то­ри­ей расс­каз­чи­ка бу­дет го­раз­до бо­лее ин­те­рес­ным и при­ят­ным, не­жели тот, ко­торый неп­рестан­но го­ворит о се­бе. В лек­ци­он­ном бло­ке расс­мат­ри­ва­ют­ся тех­ни­ки и ме­тоды ак­тивно­го слу­шания, а так­же раз­би­ра­ет­ся са­мо по­нятие.

Инструкция:

В од­ной из­вест­ной прит­че го­ворит­ся, что че­лове­ку да­ны два уха и один рот, это зна­чит го­ворить лю­ди долж­ны мень­ше чем слу­шать друг дру­га. Че­лове­ку важ­но быть ус­лы­шан­ным, по­нятым, и слу­шая боль­ше — пос­ти­га­ют­ся мно­гие ве­щи и тай­ны. Ак­тивное слу­шание – ме­тод, зас­лу­жив­ший до­верие сре­ди пси­холо­гов в си­лу его эф­фектив­ности и прос­то­ты.

Что та­кое ак­тивное слу­шание?

Ак­тивное или эм­па­тичес­кое слу­шание — тех­ни­ка, ко­торую прив­нес в пси­хоте­рапию аме­риканс­кий пси­хоте­рапевт, соз­да­тель гу­манис­ти­чес­кой пси­холо­гии – Карл Род­жерс. Ак­тивное слу­шание – это инс­тру­мент, по­мога­ющий ус­лы­шать, по­нять чувс­тва, эмо­ции со­бесед­ни­ка, нап­ра­вить бе­седу в глу­бину и по­мочь че­лове­ку пе­режить и транс­фор­ми­ровать его сос­то­яние. В Рос­сии ме­тоди­ка раз­ви­лась и до­пол­ни­лась раз­ны­ми ню­ан­са­ми бла­года­ря детс­ко­му пси­холо­гу Ю. Гип­пенрей­тер.

Эм­па­тичес­кое слу­шание в пси­холо­гии

При­емы ак­тивно­го слу­шания в пси­холо­гии по­мога­ют гар­мо­нич­но выст­ро­ить бе­седу, об­на­ружить по­ле проб­лем кли­ен­та и по­доб­рать со­от­ветс­тву­ющую ин­ди­виду­аль­ную те­рапию. В ра­боте с деть­ми – это луч­ший ме­тод, ведь ма­лень­кий ре­бенок еще не сов­сем иден­ти­фици­ру­ет и зна­ет свои чувс­тва. Во вре­мя эм­па­тичес­ко­го слу­шания пси­хоте­рапевт абс­тра­гиру­ет­ся от сво­их проб­лем, ду­шев­ных пе­режи­ваний и пол­ностью сос­ре­дото­чен на па­ци­ен­те.

Ви­ды ак­тивно­го слу­шания

Ви­ды ак­тивно­го слу­шания ус­ловно под­разде­ля­ют­ся на мужс­кой и женс­кий. Осо­бен­ности каж­до­го из ви­дов:

  • Мужс­кое ак­тивное слу­шание – пред­по­лага­ет реф­лексию и ис­поль­зу­ет­ся в де­ловых кру­гах, пе­рего­ворах в биз­не­се. По­лучен­ная от со­бесед­ни­ка ин­форма­ция вни­матель­но ана­лизи­ру­ет­ся с раз­ных сто­рон, за­да­ет­ся мно­жест­во уточ­ня­ющих воп­ро­сы, так как муж­чи­ны на­целе­ны на ре­зуль­тат. Здесь умест­на и ра­зум­ная кри­тика.
  • Женс­кое ак­тивное слу­шание. В си­лу при­род­ной эмо­ци­ональ­нос­ти и боль­ше­го про­жива­ния чувств – жен­щи­ны бо­лее отк­ры­ты и об­ла­да­ют боль­шей эм­па­ти­ей: быть с со­бесед­ни­ком вмес­те, соп­ри­част­ным с ним в его проб­ле­ме. Эм­па­тию не­воз­можно под­де­лать – это чувс­тву­ет­ся дру­гим че­лове­ком и вы­зыва­ет у не­го до­верие раск­рыть­ся. В женс­ком слу­шании ис­поль­зу­ют­ся тех­ни­ки па­раф­раз, ак­цент на про­гова­рива­емых чувс­твах и эмо­ци­ях.

Тех­ни­ка ак­тивно­го слу­шания

Ак­тивное слу­шание это – тех­ни­ка и од­новре­мен­но про­цесс мак­си­маль­ной кон­цент­ра­ции на дру­гом че­лове­ке, ког­да про­ис­хо­дит учет всех тон­костей и ню­ан­сов в бе­седе: наб­лю­дение за го­лосом, ин­то­наци­ей, ми­микой, жес­та­ми и вне­зап­ны­ми па­уза­ми. Глав­ные сос­тавля­ющие тех­ни­ки ак­тивно­го слу­шания:

  • Ней­тра­литет. Из­бе­гание оце­нок, кри­тики, осуж­де­ния. При­нятие и ува­жение че­лове­ка та­ким, как есть.
  • Доб­ро­жела­тель­ность. Спо­кой­ное сос­то­яние и от­но­шение к со­бесед­ни­ку, по­ощ­ре­ние его к про­дол­же­нию го­ворить о се­бе, проб­ле­ме – спо­собс­тву­ют расс­лаб­леннос­ти и до­верию.
  • Иск­рен­няя за­ин­те­ресо­ван­ность. Один из са­мых важ­ных инс­тру­мен­тов вли­яния в тех­ни­ке ак­тивно­го слу­шания, по­мога­ет че­лове­ку раск­рыть­ся пол­нее и про­яс­нить проб­лемную си­ту­ацию.

Ме­тоды ак­тивно­го слу­шания

При­емы ак­тивно­го слу­шания мно­гофунк­ци­ональ­ны и раз­но­об­разны. В клас­си­чес­кой пси­холо­гии вы­деля­ют­ся ос­новные 5 тех­ник ак­тивно­го слу­шания:

  • Па­уза. Че­лове­ку важ­но вы­гово­рить­ся до кон­ца и па­узы не­об­хо­димы в бе­седе. Это не зна­чит, что на­до все вре­мя мол­чать: под­да­кива­ние («да», «угу»), кив­ки го­ловой яв­ля­ют­ся сиг­на­лами для че­лове­ка, что его слу­ша­ют.
  • Уточ­не­ние. При не­яс­ных мо­мен­тах при­меня­ют­ся уточ­ня­ющие воп­ро­сы, что­бы из­бе­жать до­думы­вания си­ту­ации и луч­ше по­нять со­бесед­ни­ка или кли­ен­та.
  • Па­раф­раз. Ме­тод, ког­да ус­лы­шан­ное пе­рес­ка­зыва­ет­ся го­воря­щему в крат­ком ви­де и поз­во­ля­ет со­бесед­ни­ку подт­вер­дить, что «да, все так», ли­бо про­яс­нить и уточ­нить важ­ные мо­мен­ты.

    Эхо-выс­ка­зыва­ние (пов­тор) – «возв­ра­щение» фраз со­бесед­ни­ку в не­из­менном ви­де – че­ловек по­нима­ет, что его вни­матель­но слу­ша­ют (не сто­ит зло­упот­реблять в бе­седе этим ме­тодом).

  • От­ра­жение чувств. При­меня­ют­ся фра­зы со­от­ветс­тву­ющие пе­режи­ванию че­лове­ка: «Вы расс­тро­ены…», «Вам в тот мо­мент бы­ло очень боль­но/ра­дост­но/пе­чаль­но».

Пра­вила ак­тивно­го слу­шания

Прин­ци­пы ак­тивно­го слу­шания вклю­ча­ют в се­бя важ­ные сос­тавля­ющие, без ко­торых эта тех­ни­ка не ра­бота­ет:

  • со­бесед­ни­ка нель­зя пе­реби­вать;
  • за­дан­ный воп­рос пред­по­лага­ет от­вет на не­го, от­ве­чать или по­могать с от­ве­том не ре­комен­ду­ет­ся, со­бесед­ник сам дол­жен от­ве­тить на воп­рос – на­до вы­дер­жать па­узу;
  • ви­зу­аль­ный кон­такт на про­тяже­нии всей бе­седы;
  • важ­на об­ратная связь: под­держ­ка, ки­вок го­ловой;
  • при про­жива­нии аг­рессив­ных, не­гатив­ных чувств че­лове­ком, важ­но поз­во­лить ему вып­леснуть их до кон­ца, по­ка он не ус­по­ко­ит­ся.

Вопросы для обсуждения:

  • Нас­коль­ко важ­но уме­ние слу­шать со­бесед­ни­ка?
  • Стал­ки­вались ли Вы с людь­ми, ко­торые не уме­ют слу­шать (при­веди­те при­меры); ка­кие у Вас ощу­щения от та­ких бе­сед?
  • Вспом­ни­те при­мер из жиз­ни, ког­да Вас слу­шали очень за­ин­те­ресо­вано; ка­кое пос­левку­сие у Вас ос­та­лось от бе­седы?
  • Зна­ете ли Вы еще ка­кие-то ме­тоды и тех­ни­ки ак­тивно­го слу­шания?

Контекст:

В рам­ках те­мы об ак­тивном слу­шание мож­но про­вес­ти уп­ражне­ния Слу­шай боль­ше, чем го­воришь, Пос­лу­шай ме­ня. По­кажи­те груп­пе ви­део Ак­тивное слу­шание.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Холодные продажи

20 минут
3
0
Упражнение-разминка

Скороговорки

15 минут
от
5
до
20
45 рублей
0
0
Упражнение на креативность

Сочетай несочетаемое

от
40 мин.

до
1 часа
от
8
до
15
5
0
только для
участников

Комментарии