Цели:
Помочь участникам осознать связь между эмоциями и сферами жизни. Способствовать структурированному саморефлексивному знакомству с группой. Поддержать понимание эмоциональной динамики в контексте различных ролевых функций.
Результаты (ЗУН):
- Понимание того, какие сферы жизни формируют эмоциональный фон.
- Осознание влияния социальной среды на настроение и поведение.
- Навык лаконично и осмысленно рассказывать о своих эмоциях.
- Уверенность в том, что эмоции естественны и вариативны.
Аудитория:
Группы взрослых и подростков в обучающих и развивающих программах. Команды, проходящие тренинги по развитию эмоционального интеллекта. Новые коллективы, которым важно наладить доверительный контакт.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся готовый тренингТребуемый реквизит:
реквизит не требуется.
Описание:
Это упражнение позволит участникам не просто назвать своё имя, а показать, как разные стороны их жизни влияют на эмоциональное состояние. Они смогут поделиться важными инсайтами о себе и лучше понять своих коллег. Простое, но глубокое знакомство, создающее основу для дальнейшей работы над эмоциональным интеллектом.
Инструкция:
0. Подготовка тренера (до начала упражнения)
- Убедитесь, что у вас есть чёткая инструкция для участников и установлен регламент выступлений (например, 1-2 минуты на участника).
- Если вы работаете в офлайне, подготовьте круг или полукруг стульев, чтобы все видели друг друга. В онлайне убедитесь, что все участники имеют доступ к микрофону и чату (при необходимости).
- При необходимости — приготовить вспомогательные материалы (флипчарт, доску, онлайн-доску для заметок).
1. Введение (1-2 минуты)
- Объявите тему упражнения: «Сферы влияния».
- Объясните цель: понять, как различные сферы жизни (работа, семья, друзья и т.д.) влияют на наш эмоциональный фон.
- Укажите формат: каждый участник по очереди кратко рассказывает о нескольких ключевых сферах своей жизни и об их эмоциональном воздействии.
2. Инструктаж (1-2 минуты)
- Дайте чёткие указания: Выберите 2-3 основные сферы вашей жизни, которые значимы для вас (например, работа, учёба, семья, друзья, хобби). Опишите, какие эмоции, настроения или чувства чаще всего ассоциируются у вас с каждой из этих сфер. Не нужно слишком углубляться в детали — достаточно нескольких предложений на сферу. На выступление у каждого участника будет 1-2 минуты.
- Проясните порядок выступлений (например, по кругу или в порядке поднятой руки).
3. Время на размышление участников (1 минута)
- Дайте участникам около минуты на то, чтобы они сформулировали свои мысли.
- Если необходимо, предложите взять бумагу и карандаш для коротких заметок.
4. Выступления участников (5-10 минут в зависимости от числа участников)
- Предложите первому участнику начать.
- Следите за временем, чтобы не затягивать: примерно 1-2 минуты на человека.
- Если группа большая, можно разбить её на подгруппы по 4-5 человек, где обсуждения пройдут параллельно (на это потребуется отдельное время, например, 5 минут), а затем кратко подвести итоги общим кругом (ещё 2-3 минуты).
5. Вопросы и уточнения (2-3 минуты)
- После того как все выступят, дайте группе возможность задать уточняющие вопросы или высказаться по поводу общих наблюдений.
- Вопросы должны быть дружелюбными, не оценочными. Вы можете прояснить закономерности или отметить разнообразие эмоциональных откликов.
6. Подведение итогов (1-2 минуты)
Резюмируйте услышанное: отметьте, что у разных участников разные эмоциональные паттерны в схожих сферах.
Подчеркните ценность осознанного отношения к своим эмоциям и то, что упражнение помогло лучше понять друг друга и внутреннюю динамику группы.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции вы заметили у себя при обсуждении сфер жизни?
- Чем схожи или различаются ваши эмоции с эмоциями других участников?
- Что нового вы узнали о своем эмоциональном мире?
- Как понимание своих эмоций в разных сферах жизни может вам помочь?
- Как этот опыт можно применить в работе, учёбе или личной жизни?
Вариации:
По числу участников:- Один-на-один: Попросить участника рассказать о своих сферах тренеру или коучу в индивидуальной беседе.
- Группа более 20 человек: Разделить участников на малые подгруппы, где они делятся своими сферами, затем подвести итоги общим кругом.
- Группа более 100 человек: Использовать чат или онлайн-доску, где участники анонимно или по желанию кратко описывают влияния своих сфер, а тренер резюмирует общие тенденции.
- Группа более 1000 человек: Провести блиц-опрос с помощью онлайн-инструментов (опросники, голосование) с последующим анализом наиболее частых эмоциональных паттернов.
- Офлайн: Традиционный формат в круге или подгруппах с непосредственным контактом.
- Онлайн: Использовать видеоконференцию и функции «комнат для групп», чат для обратной связи, виртуальные доски для записей.
- Гибрид: Часть участников делится устно, часть — письменно в онлайн-чате, результаты комбинируются.
- Самостоятельное обучение: Предложить выполнить упражнение в рабочей тетради, затем обсудить результаты с тренером индивидуально.
- Интерактивный курс: Включить модуль с этим упражнением: участники заполняют анкету, сравнивают результаты с предыдущими заданиями.
Особенности проведения:
Предложите участникам выделить 2-3 основные сферы жизни (например, работа, семья, друзья). Попросите кратко описать, как каждая из сфер влияет на их настроение, чувства и эмоциональный фон. Оставьте время для коротких уточняющих вопросов и обратной связи. Подчеркните ценность разнообразия эмоциональных переживаний и отсутствие «правильных» или «неправильных» ответов.
Точки активности:
- Введение и инструктаж: 2-4 минуты.
- Размышление: 1 минута.
- Выступления: 5-10 минут (зависит от числа участников).
- Вопросы и уточнения: 2-3 минуты.
- Итоги: 1-2 минуты.
Контекст:
Место метода в сессии:
- По Колбу: Использовать на стадии «Опыт» (Concrete Experience) или «Осмысление» (Reflective Observation), когда участники уже имеют некоторый первичный опыт взаимодействия и готовы рефлексировать свои эмоции.
- По Гатье: В момент, когда необходимо укрепить личностный контакт и вовлечённость, создать условия для самопознания перед более глубоким обучением.
- По Хони и Мамфорду: Подойдёт для стиля «Рефлектор» (Reflector), когда важно зафиксировать внутренние переживания, и для «Теоретика» (Theorist), чтобы понять общие закономерности эмоциональных реакций.
- В тренинге оптимально применять в начале или в середине сессии, когда необходимо перейти от простого знакомства к более глубокому пониманию индивидуального эмоционального фона и настроить группу на дальнейшую работу в области эмоционального интеллекта.
Для тренеров:
Для размещения своих материалов напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Обратите внимание на наш блог по самопринятию. В нём вы найдёте ясную теорию и полезную практику по принятию себя и смежным темам. Блог будет полезен как тренерам и специалистам обучающих профессий, так и широкой аудитории.
Комментарии