Теги:
Цели:
Помочь участникам осознать, как меняется их эмоциональное состояние в течение дня. Развить умение отслеживать интенсивность эмоций. Повысить осознанность участников в отношении их эмоциональных реакций.
Результаты (ЗУН):
- Знание о том, как время суток и события дня влияют на эмоции.
- Знание о связи эмоций и их интенсивности с внешними обстоятельствами.
- Убеждение в том, что эмоции можно отслеживать и анализировать в контексте времени.
- Убеждение в том, что отслеживание эмоций помогает лучше управлять ими.
- Навыки саморефлексии: умение осознавать свои эмоции в разные моменты дня.
- Навыки визуализации: умение представлять и фиксировать эмоции в графической форме.
- Навыки самоконтроля: умение отслеживать эмоции и их интенсивность.
Аудитория:
Все желающие лучше понять свои эмоции. Люди, работающие с эмоциями в профессиональной деятельности (менеджеры, психологи, коучи). Участники тренингов по саморазвитию, стресс-менеджменту и эмоциональному интеллекту.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся готовый тренингТребуемый реквизит:
Бумага, ручки или фломастеры (если нужно рисовать). Листы формата A4 или больше для рисования карты. Для онлайн-формата: цифровые доски или графические редакторы).
Описание:
«Эмоциональная карта дня» — это упражнение, которое помогает участникам отслеживать, как меняются их эмоции в течение дня, а также фиксировать их интенсивность. Участники рисуют круг, разделённый на сегменты, представляющие разные части дня: утро, день, вечер. В каждом сегменте они отмечают, какие эмоции они испытывали, и с помощью цветов или символов определяют их интенсивность. Это упражнение помогает развить осознанность и способность отслеживать динамику эмоций.
Это упражнение является частью программы тренинга
Инструкция:
1. Объяснение задачи (1 минута)
Тренер начинает с объяснения: Сегодня мы будем отслеживать, как меняются наши эмоции в течение дня. Вы будете рисовать круг, разделённый на три части: утро, день и вечер. В каждой части вы отметите, какие эмоции вы испытывали в это время, и оцените их интенсивность с помощью символов или цветов. Это упражнение поможет нам лучше понять, как эмоции проявляются в течение дня и какие моменты являются для нас эмоционально более насыщенными.
2. Рисование карты (4 минуты)
Участники рисуют круг, разделённый на три сегмента: утро, день, вечер. В каждом сегменте они записывают, какие эмоции они испытывали в это время, а также отмечают их интенсивность.
- Для визуализации могут использоваться цвета (например, красный для сильных эмоций, синий для слабых).
- Можно также использовать символы или рисунки (например, маленькое солнышко для радости, грозовое облако для беспокойства).
- Тренер подсказывает участникам, чтобы они не ограничивались только основными эмоциями (например, радость, грусть), а также отмечали более тонкие оттенки чувств (например, лёгкое беспокойство, умиротворение).
3. Обсуждение результатов (3 минуты)
Участники делятся, что они заметили на своей «эмоциональной карте».
Тренер задаёт вопросы, чтобы участники могли осознать:
- Какие эмоции были наиболее выражены в течение дня?
- Как эмоции менялись с утра до вечера?
- Какие события или моменты повлияли на изменения в эмоциональном состоянии?
- Как вы можете использовать эту информацию для того, чтобы лучше управлять своими эмоциями в будущем?
4. Связка с основной темой тренинга (1 минута)
Тренер подводит итог: Мы часто не осознаём, как быстро и часто меняются наши эмоции в течение дня. Это упражнение даёт нам возможность увидеть, что вызывает эти изменения, и осознать, как эмоции влияют на наше поведение. Это первый шаг к развитию эмоционального интеллекта и самоконтроля.
Вопросы для обсуждения:
- Какие эмоции преобладали в течение вашего дня?
- Какие моменты были наиболее насыщенными с точки зрения эмоций?
- Как вы оцениваете свои эмоции по интенсивности?
- Были ли неожиданные пики или спады?
- Замечаете ли вы какие-то закономерности или связи между событиями и эмоциями?
- Как можно использовать «эмоциональную карту» для управления эмоциями в будущем?
- Что бы вы изменили в своём эмоциональном поведении, зная о его динамике в течение дня?
Вариации:
- Для коучинга 1 на 1: Вместо трёх сегментов можно использовать более детализированное разделение (например, утро, послеобеденное время, вечер). Коуч может предложить клиенту проанализировать, какие факторы в будущем можно контролировать для снижения негативных эмоций или повышения положительных.
- Для больших групп (20+): Разделить участников на группы по 4-5 человек, чтобы они обсуждали, какие эмоции преобладали у них в течение дня, и как они могут их изменить в будущем. Можно предложить использовать большой лист бумаги или доску, на которой каждый участник может рисовать свою карту (для улучшения вовлечённости).
- Для онлайн-тренинга: Использовать цифровые доски, например, Miro или MURAL, для создания совместных карт. Участники могут рисовать свои карты в приложениях или отправлять фотографии в чат.
Рекомендации:
- Участники не могут точно определить свои эмоции: Предложить участникам вспомнить подробности того, что происходило в их жизни в этот период дня (утро, день, вечер). Напомнить, что эмоции могут быть не только выраженными, но и слабыми, например, лёгкое беспокойство или удовлетворение. Подсказать дополнительные эмоции: «усталость», «смущение», «волнение».
- Участники не могут оценить интенсивность эмоций: Использовать шкалу интенсивности: от 1 (слабая эмоция) до 10 (очень сильная эмоция). Попросить участников вспомнить моменты, когда они почувствовали наибольшую или наименьшую эмоцию, чтобы ориентироваться в шкале.
- Участники стесняются делиться результатами: Напомнить, что это упражнение — о личном осознании, и нет «правильных» или «неправильных» ответов. Подчеркнуть, что важно не только результат, но и процесс саморефлексии. Если участники не хотят делиться в группе, можно предложить обсудить результаты в мини-группах или парах.
Особенности проведения:
- Подготовка: Убедитесь, что у всех участников есть материалы для рисования, если они это хотят, или возможность использовать цифровую платформу.
- Делитесь примерами: Тренер должен продемонстрировать, как рисовать карту эмоций, чтобы участники понимали задачу.
- Создайте безопасное пространство: Некоторые участники могут чувствовать дискомфорт при обсуждении своих эмоций, поэтому важно, чтобы тренер установил атмосферу доверия и принятия.
Точки активности:
- Объяснение задачи — 1 мин.
- Рисование карты (утро, день, вечер) — 4-5 мин.
- Обсуждение результатов (в группе или в парах) — 3-5 мин.
- Связка с основной темой тренинга (подведение итогов) — 1 мин.
Контекст:
- В начале тренинга — для осознания текущего эмоционального состояния участников и подготовки их к более глубокому взаимодействию с эмоциями.
- Перед работой с самоконтролем и регуляцией эмоций — помогает увидеть, как эмоции меняются и какие моменты их усиливают.
- В тренингах по стресс-менеджменту — помогает участникам наглядно увидеть, как стресс влияет на их состояние в течение дня.
- В корпоративных тренингах — для понимания, как различные факторы (работа, общение, внешние события) влияют на эмоции сотрудников.
Для тренеров:
Для размещения своих материалов напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Обратите внимание на наш блог по самопринятию. В нём вы найдёте ясную теорию и полезную практику по принятию себя и смежным темам. Блог будет полезен как тренерам и специалистам обучающих профессий, так и широкой аудитории.
Комментарии