24 декабря 2021: запущена новая версия сервиса

Авторизация

Укажите email и пароль

/
Автор: Владимир Пащенко Последнее изменение: 21 марта 2022

Мини-лекция «Подростковое одиночество»

Мини-лекция «Подростковое одиночество» Мини-лекция «Подростковое одиночество» Цели: определение причин подросткового одиночества и способов его преодоления. Время: от 15 минут до 20 минут. Число участников: любое. Для тренингов: тренинги для подростков

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

от 15 минут до 20 минут

Цели:

оп­ре­деле­ние при­чин под­рост­ко­вого оди­ночест­ва и спо­собов его пре­одо­ления.

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

ми­ни-лек­ция нап­равле­на на оп­ре­деле­ние при­чин оди­ночест­ва и его пос­ледс­твие. Из статьи мож­но уз­нать ка­кие плю­сы и ми­нусы это­го яв­ле­ния в под­рост­ко­вом воз­расте. С од­ной сто­роны, мож­но уг­лу­бить­ся в се­бя и ра­зоб­рать­ся во всех сво­их пси­холо­гичес­ких внут­ренних про­цес­сах. С дру­гой – под­росток мо­жет впасть в тя­жёлую деп­рессию. Ро­дите­лям и учи­телям важ­но рас­познать пер­вые приз­на­ки над­ви­га­юще­гося чувс­тва оди­ночест­ва у под­рост­ка и наб­лю­дать, как мо­лодой че­ловек или де­вуш­ка его пе­режи­ва­ет. Не всег­да вме­шатель­ство взрос­лых в этот про­цесс не­об­хо­димо, но не сто­ит ума­лять проб­ле­му, ко­торая мо­жет сле­довать за же­лани­ем под­рост­ка отс­тра­нить­ся от лю­дей и от ми­ра.

Инструкция:

В наш век, век ин­форма­ци­он­ных тех­но­логий че­лове­чест­во как ни­ког­да рань­ше столк­ну­лось с та­кой проб­ле­мой как оди­ночест­во. Та­кое сос­то­яние лю­ди пе­режи­ва­ют по-раз­но­му, но на­ибо­лее ин­тенсив­но и ост­ро оди­ночест­во про­тека­ет в под­рост­ко­вом воз­расте. Под­рост­ко­вый пе­ри­од — пе­ри­од за­вер­ше­ния детс­тва, вы­рас­та­ния из не­го, пе­реход­ный от детс­тва к взрос­лости. Бу­дучи под­рост­ком, в его ор­га­низ­ме, вклю­чая детс­кую нес­форми­ровав­шу­юся пси­хику, про­ис­хо­дят ка­чест­вен­ные из­ме­нения. Это воз­раст же­лания за­явить о се­бе, по­казать се­бя все­му ми­ру, воз­раст, ког­да ты уве­рен, что зна­ешь в это жиз­ни все. В воз­расте этом воз­раст­ном пе­ри­оде рас­ши­ря­ют­ся и ак­ту­али­зиру­ют­ся та­кие со­ци­аль­ные пот­ребнос­ти, как пот­ребность в ус­та­нов­ле­нии зна­чимых меж­личност­ных от­но­шений, в на­коп­ле­нии собс­твен­но­го со­ци­аль­но­го опы­та, в рас­ши­рении дру­жес­ких кон­тактов, в зна­комс­тве с раз­личны­ми людь­ми, пот­ребность в при­част­нос­ти и приз­на­нии, а так­же же­лание быть при­нятым раз­личны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми. Учеб­ная де­ятель­ность от­хо­дит на зад­ний план, и, как счи­тал Д.Б. Эль­ко­нин, ве­дущей де­ятель­ность дан­но­го воз­раста ста­новит­ся об­ще­ние со сверс­тни­ками.

В нас­то­ящее вре­мя чис­ло под­рост­ков, ис­пы­тыва­ющих чувс­тво оди­ночест­ва, зна­читель­но рас­тет. К со­жале­нию, под­рост­ко­вое оди­ночест­во соп­ро­вож­да­ет­ся та­кими опас­ны­ми пос­ледс­тви­ями, как деп­рессия, ал­ко­голизм, нар­ко­мания и по­пыт­ки су­ици­да. В та­кое вре­мя под­росток чувс­тву­ет се­бя без­за­щит­ным и не­уве­рен­ным. Ему ка­жет­ся, что он от­де­лен от всех не­види­мой сте­ной, что его ок­ру­жа­ет об­ла­ко не­пони­мания. Сей­час ста­новит­ся все бо­лее по­пуляр­ным об­ще­ние во все­мир­ной гло­баль­ной се­ти, и под­рост­ки ак­тивно поль­зу­ют­ся этой воз­можностью. Сре­ди оче­вид­но­го чис­ла пре­иму­ществ дан­но­го ви­да ком­му­ника­ций, мож­но вы­делить ряд ми­нусов:

  • От­сутс­твие жи­вого об­ще­ния. Лю­бое об­ще­ние в ин­терне­те, ка­ким бы ре­аль­ным оно не ка­залось, ни­ког­да не за­менит жи­вого об­ще­ния, ког­да че­ловек мо­жет наб­лю­дать за наст­ро­ением, эмо­ци­ями, ми­микой и жес­та­ми со­бесед­ни­ка.
  • За­виси­мость. Мно­гие под­рост­ки ув­ле­ка­ют­ся вир­ту­аль­ным об­ще­ни­ем до та­кой сте­пени, что при жи­вом об­ще­нии на­чина­ют за­мыкать­ся в се­бе, ли­бо сов­сем от­верга­ют жи­вое об­ще­ние.
  • Пост­ро­ение ил­лю­зий. К со­жале­нию, об­ща­ясь с че­лове­ком толь­ко пос­редс­твом ин­тернет об­ще­ния, мы не мо­жем хо­рошо его уз­нать, так как не­кото­рые чер­ты его ха­рак­те­ра бы­ва­ет очень труд­но разг­ля­деть че­рез эк­ран мо­нито­ра. По­это­му связь меж­ду та­кими ин­тернет зна­комы­ми вряд ли мож­но наз­вать креп­кой и дру­жес­кой.

Под­рост­ко­вое оди­ночест­во, как пра­вило, де­лят на три ви­да:

  • крат­ковре­мен­ное оди­ночест­во.
  • си­ту­атив­ное оди­ночест­во (выз­ванное, нап­ри­мер, пе­ре­ез­дом, смертью дру­га).
  • хро­ничес­кое оди­ночест­во (обо­соб­ле­ние в те­чение дли­тель­но­го вре­мени; под­росток стра­да­ет от сво­его обо­соб­ле­ния).

При­чины оди­ночест­ва

  • Под­рост­ко­вый воз­раст соп­ро­вож­да­ет­ся тем, что ре­бенок пы­та­ет­ся оце­нить и по­нять се­бя и за­час­тую смот­рит на се­бя с по­зиции выб­ранно­го иде­ала или об­щепри­нятой нор­мы. Из-за от­сутс­твия опы­та са­мопоз­на­ния, де­ти за­час­тую не мо­гут са­ми оце­нить се­бя, свой внут­ренний мир и сом­не­ва­ют­ся, что кто-то дру­гой то­же смо­жет это сде­лать.

  • Не­пол­но­цен­ное об­ще­ние со сверс­тни­ками, неп­ри­нятие в со­ци­аль­ную груп­пу или груп­пу по ин­те­ресам, от­сутс­твие лю­дей, раз­де­ля­ющих ин­те­ресы, пот­ребнос­ти и ув­ле­чения ре­бен­ка. Час­то воз­ни­ка­ет из-за не­дос­та­точ­ных ком­му­ника­тив­ных уме­ний, уме­ния слу­шать и со­пере­живать дру­гим лю­дям.

  • Воз­раст­ной кри­зис иден­тичнос­ти. Ре­бенок дол­жен най­ти ба­ланс меж­ду обо­соб­ле­ни­ем («Я») и отож­дест­вле­ни­ем (с дру­гими, об­щест­вом). Ес­ли про­ис­хо­дит пре­об­ла­дание отож­дест­вле­ния, то ре­бенок те­ря­ет свое «Я» и чувс­тву­ет свою ник­чемность; ес­ли пре­об­ла­да­ет обо­соб­ле­ние, то бы­ва­ет труд­но или не­воз­можно пост­ро­ить от­но­шения с дру­гими людь­ми.

  • Воз­раст­ной кри­зис са­мо­оцен­ки. Под­рост­кам свой­ствен­но пос­то­ян­но оце­нивать и ана­лизи­ровать се­бя, по­рой предъ­яв­ляя по­вышен­ные тре­бова­ния. Под­рост­ки за­меча­ют мно­жест­во сво­их не­дос­татков, не­доволь­ны со­бой. И счи­та­ют, что и дру­гие так­же ви­дят эти не­дос­татки. Под­рост­ки ост­ро ре­аги­ру­ют на кри­тику и за­меча­ния, и это так­же при­водит к уеди­нению и от­ка­зу от об­ще­ния.

  • За­вышен­ные тре­бова­ния к дру­гим лю­дям, «не дос­той­ным» об­ще­ния с под­рост­ком, слиш­ком низ­ко раз­ви­ты, бед­ны и т.п.

  • Не­ре­алис­тичные предс­тав­ле­ния о друж­бе, вза­имоот­но­шени­ях меж­ду людь­ми, о люб­ви.

  • Внеш­ние со­ци­аль­ные фак­то­ры: сме­на мес­та жи­тель­ства, пе­реход в дру­гую шко­лу, по­теря дру­га, от­сутс­твие кру­га зна­комств (ре­бенок не по­сеща­ет круж­ки и сек­ции, у не­го нет ув­ле­чений).

  • При­мер семьи. Ес­ли в семье ре­бен­ка не­нор­маль­ные от­но­шения, час­тые скан­да­лы, фи­зичес­кое на­силие и т.п., ре­бенок за­ранее убеж­ден, что об­ще­ние не при­ведет ни к че­му хо­роше­му и на­мерен­но из­бе­га­ет их (осо­бен­но с про­тиво­полож­ным по­лом).

  • От­сутс­твие пол­но­цен­ных, до­вери­тель­ных от­но­шений с ро­дите­лями, за­вышен­ные тре­бова­ния ро­дите­лей к ре­бен­ку, час­тая кри­тика, неп­ри­нятие ре­бен­ка как са­мос­то­ятель­ной лич­ности. Это при­водит к то­му, что у ре­бен­ка фор­ми­ру­ет­ся за­нижен­ная са­мо­оцен­ка, он не ве­рит ни в се­бя, ни в дру­гих, в то, что его хоть кто-то мо­жет по­нять и по­любить.

  • Ги­перо­пека. Вос­пи­тание ре­бен­ка как ку­мира семьи мо­жет по­родить те же проб­ле­мы с об­ще­ни­ем: по­вышен­ные тре­бова­ния к ок­ру­жа­ющим, низ­кий конт­роль собс­твен­но­го по­веде­ния, за­вышен­ная са­мо­оцен­ка, от­сутс­твие кри­тики по от­но­шению к се­бе.

Пос­коль­ку оди­ночест­во – пе­режи­вание субъ­ек­тивное, то нель­зя при­думать еди­ный спо­соб его пре­одо­ления, под­хо­дящий всем и каж­до­му в лю­бом слу­чае. По­это­му при ока­зании юно­шам и де­вуш­кам по­мощи нуж­но при­дер­жи­вать­ся прин­ци­па «зо­лотой се­реди­ны», т.е. уде­лять им дос­та­точ­но вни­мания и по­нима­ния, де­монс­три­ровать го­тов­ность ока­зания по­мощи в труд­ной си­ту­ации, но в то­же вре­мя по­ощ­рять са­мос­то­ятель­ность, ак­тивность в по­ис­ке пре­одо­ления не­гатив­но­го пе­режи­вания оди­ночест­ва. Раз­де­лить оди­ночест­во оз­на­ча­ет: выс­лу­шать че­лове­ка, ког­да он за­хочет расс­ка­зать о сво­ей бо­ли; по­нять и при­нять его чувс­тва.

Спо­собы пре­одо­ления оди­ночест­ва

  • Отв­ле­чение при по­мощи умс­твен­ной де­ятель­нос­ти (прос­мотр ТВ, кни­ги, прос­лу­шива­ние му­зыки).
  • За­нятие нап­ря­жен­ной ра­ботой, что­бы пре­ус­петь в ка­кой-ли­бо де­ятель­нос­ти.
  • Вы­пол­не­ние до­маш­них дел. За­нятие спор­том, твор­чест­вом и т.п. с целью из­бавле­ния от не­гатив­ных эмо­ций.
  • Ме­няй­тесь внеш­не и внут­ренне, уст­ра­няй­те свои не­дос­татки, по воз­можнос­ти.
  • По­иск но­вых спо­собов зна­комс­тва (дис­ко­тека, ве­черин­ки, раз­личные клу­бы, ин­тернет).
  • Ана­лиз при­чин сво­его оди­ночест­ва.
  • Про­гул­ка на све­жем воз­ду­хе, вы­езд на при­роду.
  • Об­ра­щение к пси­холо­гу или пси­хоте­рапев­ту для раз­ре­шения проб­лем.
  • Най­ди­те то, что вам нра­вит­ся де­лать, своё хоб­би. За­пишись на кру­жок или в шко­лу ис­кусств, там вы най­де­те но­вых дру­зей, име­ющих с ва­ми об­щие ин­те­ресы.
  • Раз­ви­вай­тесь, будь­те сво­бод­нее, ин­те­рес­нее, и тог­да лю­ди са­ми по­тянут­ся к вам.

Од­на­ко, один – не зна­чит оди­нок. И на­обо­рот. Лев Толс­той од­нажды на­писал в сво­ем днев­ни­ке: «Жи­вя с людь­ми, не за­бывай то­го, что ты уз­нал в уеди­нении. В уеди­нении об­ду­мывай то, что уз­нал из об­ще­ния с людь­ми». Иног­да чувс­тву­ешь се­бя оди­ноким да­же в шум­ной ком­па­нии дру­зей. Для на­чала сто­ит за­метить, что оди­ночест­во мо­жет быть двух ви­дов. Один из них – это фи­зичес­кое оди­ночест­во. Лю­ди ис­пы­тыва­ют его, ког­да у них нет близ­ких и дру­зей, или же ког­да ни­кого нет до­ма. Оп­ти­мис­ти­чес­ки наст­ро­ен­ные лю­ди восп­ри­нима­ют это как воз­можность ра­зоб­рать­ся в се­бе, в сво­их чувс­твах и же­лани­ях. Но пес­си­мис­ты, и та­ких боль­шинс­тво, расс­мат­ри­ва­ют оди­ночест­во как неч­то ужас­ное, са­мое пло­хое, что толь­ко мог­ло с ни­ми су­чит­ся. Дру­гой вид – чувс­тво оди­ночест­ва. И это го­раз­до серь­ез­нее. Ведь в дан­ном слу­чае че­ловек, имея семью и дру­зей, счи­та­ет се­бя оди­ноким и ду­ма­ет, что его ник­то не по­нима­ет и не хо­чет слы­шать. Это тя­желое сос­то­яние для пси­хики, так как оно по­рож­да­ет эмо­ци­ональ­ные пе­режи­вания, по­дав­ленность, деп­рессию. Та­кие лю­ди чувс­тву­ют се­бя глу­боко нес­част­ны­ми из-за от­сутс­твия в их жиз­ни по-нас­то­яще­му близ­ких лю­дей, ко­торым они смог­ли бы до­верить­ся. Обыч­но это проб­ле­ма воз­ни­ка­ет у под­рост­ков, но иног­да ей под­верже­ны и взрос­лые лю­ди.

По­ложи­тель­ные сто­роны оди­ночест­ва

  • Ста­нов­ле­ние са­море­гуля­ции.
  • Ста­били­зация пси­хофи­зичес­ко­го сос­то­яния.
  • Са­мопоз­на­ние и са­мо­оп­ре­деле­ние.
  • За­щита «я» че­лове­ка от дест­рук­тивных внеш­них воз­дей­ствий, осо­бен­но в ус­ло­ви­ях со­ци­аль­ной изо­ляции. За­щита от внеш­них воз­дей­ствий осо­бен­но не­об­хо­дима и труд­на для под­рост­ко­вого воз­раста, пос­коль­ку ещё не сфор­ми­рова­но ус­той­чи­вое смыс­ло­вое прост­ранс­тво, спо­соб­ное обес­пе­чить от­но­ситель­ную са­мос­то­ятель­ность каж­до­му под­рост­ку.

Ис­поль­зо­вание оди­ночест­ва как ре­сур­са раз­ви­тия долж­но осу­щест­влять­ся пу­тём ор­га­низа­ции кор­рекции от не­гатив­но­го, от­ри­цатель­но­го оди­ночест­ва к по­зитив­но­му, по­ложи­тель­но­му.

От­ри­цатель­ные сто­роны оди­ночест­ва

  • Раз­ви­ва­ет­ся не­дове­рие к лю­дям. За­час­тую к оди­ночест­ву склон­ны лю­ди, ко­торые по­теря­ли близ­ко­го че­лове­ка (нап­ри­мер, вследс­твие из­ме­ны). В та­ком слу­чае сра­баты­ва­ет ес­тест­вен­ная за­щит­ная ре­ак­ция ор­га­низ­ма и че­ловек стре­мит­ся к уеди­нению. Но нель­зя поз­во­лять се­бе дли­тель­ное вре­мя на­ходить­ся в та­ком сос­то­янии, ина­че тя­жёлые раз­мышле­ния при­ведут к ещё боль­ше­му не­дове­рию к лю­дям.

  • Не­гатив­ные пос­ледс­твия для здо­ровья. Как до­каза­ли учё­ные, оди­ночест­во от­ри­цатель­но воз­дей­ству­ет на здо­ровье че­лове­ка, при­мер­но так же как пе­ре­еда­ние, ку­рение, упот­ребле­ние ал­ко­голя и сок­ра­ща­ет про­дол­жи­тель­ность жиз­ни. Счи­та­ет­ся, что оди­нокие лю­ди боль­ше ра­бота­ют, про­пус­ка­ют при­ёмы пи­щи, свои чувс­тва и эмо­ции но­сят в се­бе, что иног­да при­водит к апа­тии и да­же к деп­рессии.

  • Для ок­ру­жа­ющих лю­дей оди­ночест­во не­замет­но. Час­то да­же друзья и близ­кие не мо­гут уви­деть, что че­ловек стра­да­ет оди­ночест­вом. Иног­да он это скры­ва­ет, не же­лая быть обу­зой для дру­зей.

  • Чувс­тво оди­ночест­ва мо­жет пе­реда­вать­ся дру­гим лю­дям. Ког­да оди­нокий че­ловек на­чина­ет жа­ловать­ся на своё оди­ночест­во, то тот, кто его слу­ша­ет, мо­жет ис­пы­тать по­хожие чувс­тва. Кро­ме то­го, оди­нокий че­ловек пос­те­пен­но ухо­дит в се­бя, прек­ра­ща­ет об­ще­ние с друзь­ями, вследс­твие че­го они те­ря­ют со­бесед­ни­ка.

  • Сни­жа­ет­ся са­мо­оцен­ка. Чем боль­ше че­ловек ана­лизи­ру­ет свои эмо­ции, чувс­тва, дей­ствия, тем боль­ше он ви­нит се­бя в ка­ких–то со­быти­ях, проб­ле­мах и т.п. Ли­бо на­чина­ет ви­нить ок­ру­жа­ющих и в ито­ге от­го­ражи­ва­ет­ся от все­го ми­ра.

Быть од­но­му – не зна­чит оди­ночест­во, и оди­ночест­во – не зна­чит быть од­но­му. Но ес­ли все же вы чувс­тву­ете имен­но оди­ночест­во, то ста­рай­тесь при­менить его по­ложи­тель­ные ка­чест­ва: раз­ви­тие се­бя, за­нять­ся де­лами, са­мопоз­на­ни­ем, са­мо­оп­ре­деле­ни­ем. Сле­ду­ет знать, что есть фи­зичес­кое оди­ночест­во, ког­да нет ро­дите­лей, близ­ких, нет ни­кого до­ма. А есть чувс­тво оди­ночест­ва - это нам­но­го серь­ез­нее. Это тя­желое сос­то­яние для пси­хики. В дан­ном слу­чае у че­лове­ка есть семья, друзья, но он чувс­тву­ет се­бя оди­ноким, не­нуж­ным.

Та­ким об­ра­зом, в пси­холо­гии силь­ны две тен­денция в изу­чении оди­ночест­ва. Пер­вая – трак­товка его как пси­хичес­ко­го сос­то­яния или субъ­ек­тивно­го пе­режи­вания. Вто­рая – трак­товка оди­ночест­ва как иск­лю­читель­но не­гатив­но­го сос­то­яния и пе­режи­вания. Ес­ли да­же че­ловек ме­сяца­ми на­ходит­ся один, не под­держи­ва­ет ни с кем ни­каких кон­тактов, но чувс­тву­ет се­бя при этом пре­вос­ходно и не нуж­да­ет­ся ни в ка­кой по­мощи, он не счи­та­ет­ся на­ходя­щим­ся в оди­ночест­ве.

Вопросы для обсуждения:

  • Чувс­тву­ете ли вы се­бя оди­ноким; в чём это вы­ража­ет­ся?
  • Ме­ша­ет ли вам ва­ше оди­ночест­во; по­чему?
  • В чем плю­сы и ми­нусы оди­ночест­ва по-ва­шему?
  • Нуж­но ли бо­роть­ся с оди­ночест­вом; по­чему; как?

Контекст:

С дан­ной те­мой свя­зан тест Я и моё оди­ночест­во.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам на a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, FB и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Упражнение на навыки

Ищу друзей

35-40 минут
до 10 человек
только для участников
Упражнение на навыки

Сотворение мира

50-60 минут
10-20 человек
Упражнение на мотивацию

Найди работу своей мечты

75-0 минут
от 40 человек
180 рублей
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей