Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Самостоятельный тренинг самооценки и самопринятия
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Владимир Пащенко
Последнее изменение: 4 февраля 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 1

Мини-лекция «Интервью о привычках»

Мини-лекция «Интервью о привычках» Цели: актуализация темы привычек. Время: 20 минут. Число участников: любое. Для тренингов: психологические тренинги

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

20 минут

Цели:

ак­ту­али­зация те­мы при­вычек.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сце­нарий тре­нин­га «Об­ще­ние» и сце­нарий сю­жет­но-ро­левой иг­ры «Те­ремок».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

В лек­ци­он­ном бло­ке речь пой­дет о при­роде при­вычек, о том что же та­кое при­выч­ка на са­мом де­ле. Вы уз­на­ете чем от­ли­ча­ет­ся при­выч­ка от ус­ловных реф­лексов и по­веден­ческих ус­та­новок. Яв­ля­ет­ся ку­рение и ал­ко­голизм при­выч­ка­ми, ли­бо это все же за­боле­вание. Кли­ничес­кий пси­холог расс­ка­жет о том, что для то­го что­бы при­вить или из­ба­вить­ся от при­выч­ки про­ще все­го тог­да, ког­да мы по­нима­ем за­чем нам это не­об­хо­димо. Мы пой­мем нуж­ны ли нам при­выч­ки во­об­ще и мо­жет ли че­ловек об­хо­дить­ся без них.

Инструкция:

ри­выч­ка — мы обоз­на­ча­ем этим сло­вом мно­жест­во ежед­невных дей­ствий. Но пра­виль­но ли это на са­мом де­ле? Что та­кое при­выч­ка? Как она фор­ми­ру­ет­ся? Нас­коль­ко мо­жет быть по­лез­на или вред­на? И как от нее из­ба­вить­ся? Яв­ля­ет­ся ли при­выч­ка «вто­рой на­турой»? На эти те­мы рас­сужда­ет кли­ничес­кий пси­холог Илья Плуж­ни­ков (да­лее ИП).

((Ав­тор:)) Илья Ва­лерь­евич, да­вай­те для на­чала да­дим оп­ре­деле­ние: что та­кое при­выч­ка?

ИП: Да­же не да­вая оп­ре­деле­ния, мож­но ска­зать, что та­кое по­нятие, как «при­выч­ка», от­но­сит­ся к по­веден­ческой пси­холо­гии. То есть эго ка­тего­рия по­веде­ния — не­кая его фор­ма, ко­торая пов­то­ря­ет­ся ча­ще дру­гих.

Су­щест­ву­ет нап­равле­ние в пси­холо­гии под наз­ва­ни­ем би­хеви­оризм – это по­веден­ческая пси­холо­гия. Она сво­дит все фор­мы пси­хичес­кой жиз­ни че­лове­ка к по­веде­нию и, зна­чит, к при­выч­кам. По­тому что лю­бой че­ловек дви­жет­ся по ка­кой-то тра­ек­то­рии. Эта тра­ек­то­рия и есть на­бор при­вычек.

Бы­ва­ют, как из­вест­но, вред­ные и безв­ред­ные при­выч­ки. А для пси­холо­га, ко­неч­но, важ­но знать при­роду и про­яв­ле­ния вред­ных при­вычек.

Ав­тор: Ког­да неп­си­холо­ги го­ворят о вред­ных при­выч­ках, ча­ще все­го име­ют в ви­ду ку­рение и ал­ко­голь. А на са­мом де­ле мож­но ли расс­мат­ри­вать эти че­лове­чес­кие прист­рас­тия в ка­чест­ве при­вычек?

ИП: Ку­рение — это вред­ная при­выч­ка с бы­товой точ­ки зре­ния. Ес­ли счи­тать при­выч­кой не­кое дей­ствие, ко­торо­му мож­но на­учить­ся, а по­том оту­чить­ся са­мос­то­ятель­но, то ку­рение — дей­стви­тель­но при­выч­ка. Ведь мно­гие лю­ди спо­соб­ны бро­сить ку­рить без ка­кой-ли­бо по­мощи.

И все же ку­рение та­бака и упот­ребле­ние ал­ко­голя – это не са­мые удач­ные при­меры. Пси­холо­ги, как пра­вило, расс­мат­ри­ва­ют их как за­виси­мос­ти – от та­бака или спирт­но­го. Но ес­ли мы го­ворим об ал­ко­голиз­ме, то это нар­ко­логи­чес­кое за­боле­вание.

Вред­ны­ми на­зыва­ют те при­выч­ки, от ко­торых че­ловек стра­да­ет сам, плюс они ока­зыва­ют зна­читель­ное вли­яние на его со­ци­аль­ное функ­ци­они­рова­ние. Нап­ри­мер, они­хофа­гия — это при­выч­ка грызть и ко­вырять ног­ти. Она воз­ни­ка­ет час­то в детс­тве. По ста­тис­ти­ке у боль­шинс­тва лю­дей она про­ходит с воз­растом. Но мо­жет про­яв­лять­ся и у взрос­лых. Ес­ли го­ворить на кли­ничес­ком язы­ке, это ком­пуль­сив­ность, то есть на­вяз­чи­вое дей­ствие. Су­щест­ву­ет це­лая груп­па ком­пуль­сив­ных расс­трой­ств, та­ких как рас­ко­выри­вание пры­щей, об­ку­сыва­ние ног­тей, скре­жет зу­бами, вы­дер­ги­вание во­лос.

Из­на­чаль­но та­кие при­выч­ки нель­зя наз­вать вред­ны­ми, ведь ре­бенок, ко­выря­ющий ног­ти, осо­бо от это­го не стра­да­ет. Слож­нее ста­новит­ся, ког­да этим про­дол­жа­ет за­нимать­ся под­росток или взрос­лый. Тог­да эта при­выч­ка на­чина­ет ока­зывать вли­яние на со­ци­аль­ное по­зици­они­рова­ние. При­меров тут мо­жет быть мно­жест­во: ска­жем, че­лове­ка на­чина­ет вол­но­вать, что по­дума­ют о нем лю­ди в свя­зи с этой при­выч­кой. Или же, в слу­чае с рас­че­сыва­ни­ем пры­щей, это ста­новит­ся силь­но за­мет­но, и тре­бу­ет­ся по­мощь дер­ма­толо­га, по­тому что ра­ны пе­рес­та­ют за­живать. При­выч­ка при­об­ре­та­ет флер нев­ро­за…

Ав­тор: По мо­им наб­лю­дени­ям, та­кие при­выч­ки есть у мно­гих взрос­лых. Сто­ит толь­ко пос­мотреть по сто­ронам в мос­ковс­ких проб­ках – за­меча­ешь, как мно­гие во­дите­ли ко­выря­ют­ся в но­су. Или пой­ти в лес с друзь­ями – тут же вы­яс­ня­ет­ся, что ко­му-то обя­затель­но нуж­но рас­че­сать ко­мари­ный укус до кро­ви. Не­уже­ли че­ловек не­воз­мо­жен без та­кого ро­да при­вычек?

ИП: Да, та­кие по­веден­ческие про­яв­ле­ния дей­стви­тель­но встре­ча­ют­ся очень час­то. Но к кли­ничес­ким пси­холо­гам лю­ди об­ра­ща­ют­ся в том слу­чае, ког­да при­выч­ка ста­новит­ся нас­то­ящей проб­ле­мой. Рас­че­сыва­ние ко­мари­ных уку­сов мо­жет дос­тавлять не­удобс­тва толь­ко ле­том. Нас­та­нет зи­ма – не бу­дет ко­маров, не бу­дет и проб­ле­мы. Го­раз­до ху­же, ког­да идет дли­тель­ное воз­дей­ствие, ко­торое при­водит к ка­ким-то серь­ез­ным пос­ледс­тви­ям.

Ав­тор: Ка при­выч­ки прев­ра­ща­ют­ся в нев­ро­зы, в па­толо­гию?

ИП: Это са­мый слож­ный воп­рос: как и чем нор­ма от­ли­ча­ет­ся от па­толо­гии? Здесь су­щест­ву­ет мно­жест­во ме­ханиз­мов, ко­торые предс­тав­ле­ны на всех уров­нях: и на би­оло­гичес­ком, и на пси­холо­гичес­ком, и на со­ци­аль­ном. Нап­ри­мер, есть би­оло­гичес­кие исс­ле­дова­ния, ко­торые по­каза­ли, что ес­ли во вре­мя пе­рина­таль­но­го раз­ви­тия (внут­ри­ут­робно) бы­ли ка­кие-ли­бо проб­ле­мы, зат­ро­нув­шие фор­ми­рова­ние ба­заль­ных ганг­лий (комп­лекс под­корко­вых ней­рон­ных уз­лов, рас­по­ложен­ных в цент­раль­ном бе­лом ве­щест­ве по­луша­рий ко­неч­но­го моз­га — прим.), то ве­ро­ят­ность то­го, что бе­зобид­ная при­выч­ка пе­рерас­тет во взрос­лом воз­расте во что-то серь­ез­ное, уве­личи­ва­ет­ся. С дру­гой сто­роны, при от­сутс­твии фи­зи­оло­гичес­ких фак­то­ров мо­гут сра­ботать со­ци­аль­ные, нап­ри­мер, дис­гармо­нич­ная се­мей­ная сис­те­ма. То есть ес­ли меж­ду ма­мой и па­пой есть ка­кой-то конф­ликт, у ре­бен­ка при­выч­ка грызть ног­ти или ко­вырять в но­су мо­жет за­фик­си­ровать­ся как ме­ханизм ре­шения проб­лем.

До­пус­тим, ро­дите­ли ру­га­ют­ся, но, как толь­ко за­меча­ют, что ре­бенок в этот мо­мент вы­дер­ги­ва­ет во­лосы, они пе­рек­лю­ча­ют­ся с раз­бо­рок меж­ду со­бой на ока­зание по­мощи ма­лышу. Хо­дят с ним по вра­чам и пси­холо­гам. Та­ким об­ра­зом, бес­созна­тель­но ди­тё отк­ры­ва­ет для се­бя, что сто­ит на­чать рвать во­лосы, как проб­ле­мы меж­ду близ­ки­ми людь­ми ис­че­за­ют. Но ес­ли ма­ма с па­пой об­ра­тят­ся к се­мей­но­му пси­хоте­рапев­ту и ре­шат свои воп­ро­сы, при­выч­ка у ре­бен­ка са­ма сой­дет на нет.

Ав­тор: Су­щест­ву­ет не­кий миф: ес­ли пов­то­рять од­но и то же дей­ствие 21 день, то оно зак­ре­пит­ся в ка­чест­ве при­выч­ки. Это дей­стви­тель­но ра­бота­ет?

ИП: Предс­тавь­те: вы бу­дете 21 день со­вер­шать не­ес­тест­вен­ный по­ворот пле­чом вле­во. На 22‑й день сох­ра­нит­ся это как при­выч­ка? Мо­жет быть, на нес­коль­ко дней. Но за нас­то­ящей при­выч­кой всег­да что-то сто­ит… Что­бы она зак­ре­пилась на­дол­го, в ней дол­жен быть смысл.

При­чем, как пра­вило, «все проб­ле­мы из детс­тва». То есть этот са­мый смысл зак­ла­дыва­ет­ся в до­воль­но неж­ном воз­расте. И пос­ле 20 лет вы­яс­нить, с че­го на­чалось «рас­ко­выри­вание пры­щей», не­лег­ко. Но при­чина есть всег­да. Бесс­мыс­ленное дви­жение или дей­ствие не сох­ра­нит­ся на го­ды. Но сто­ит пос­та­вить се­бе конк­рет­ную за­дачу… До­пус­тим, че­ловек об­ла­да­ет не­раз­борчи­вым по­чер­ком. Бук­вы Т и Ш в про­пис­ном ва­ри­ан­те у не­го не­раз­ли­чимы. Он ре­ша­ет ста­вить над Т и под Ш го­ризон­таль­ные чер­точки, что­бы опоз­на­вать их. Это при­выч­ка? Да. Она ос­мыслен­на? Ко­неч­но. И она не­об­хо­дима. А по­тому зак­репля­ет­ся на всю жизнь.

Ав­тор: Ро­дите­ли в детс­тве час­то го­ворят что-то вро­де «я хо­чу при­вить те­бе при­выч­ку класть ве­щи на свои мес­та» или «чис­тить зу­бы два ра­за в день». Но яв­ля­ют­ся ли эти дей­ствия при­выч­ка­ми?

ИП: Это бо­лее слож­ные ве­щи. Они ско­рее от­но­сят­ся к ус­ловным реф­лексам и по­веден­ческим ус­та­нов­кам. Ведь ес­ли на­казы­вать или по­ощ­рять ре­бен­ка за что-то — дей­ствие зак­репля­ет­ся. Бук­валь­но — это ус­ловный реф­лекс. Не бу­дете на­казы­вать или по­ощ­рять — ни­какой «при­выч­ки» не по­явит­ся.

В по­веден­ческой пси­холо­гии и пе­даго­гике есть та­кая ме­тодо­логия вос­пи­тания. Ос­та­ет­ся толь­ко выб­рать, бу­дете ли вы дей­ство­вать кну­том или пря­ником. Но в на­шей оте­чест­вен­ной шко­ле пси­холо­гии все рав­но счи­та­ет­ся, что в пер­вую оче­редь ре­бен­ку нуж­но до­нес­ти смысл и важ­ность дей­ствия, ко­торое вы хо­тите зак­ре­пить. Ре­бенок дол­жен как ми­нимум ви­деть, как ор­га­низу­ет­ся на­вязы­ва­емый по­рядок у ро­дите­лей. Та­ким об­ра­зом, он при­нима­ет его. И мо­жет на­чать дей­ство­вать так же. Я счи­таю, что это – сте­ре­оти­пы по­веде­ния, на­уче­ния, а не при­выч­ки. Хо­тя в жиз­ни мы упот­ребля­ем имен­но сло­во «при­выч­ка». Нап­ри­мер, как вы уже ска­зали, «при­выч­ка чис­тить зу­бы два ра­за в день».

Ав­тор: Я как-то пы­талась при­вить се­бе при­выч­ку си­деть пря­мо. Но все вре­мя про это за­быва­ла. Есть ли ка­кие-то про­верен­ные ме­ханиз­мы вос­пи­тания у се­бя по­лез­ных при­вычек?

ИП: Ре­цепт, ве­ро­ят­но, один: на­до по­нять, за­чем те­бе это. Про­чувс­тво­вать. И ка­кое-то вре­мя на­ходить­ся в реф­лексии это­го. Нап­ри­мер, вы го­вори­ли о 21 дне.

В пси­хоте­рапии есть тех­но­логия ис­поль­зо­вания днев­ни­ков и звон­ков. Пос­тавь­те се­бе срок в 21 день, за­веди­те днев­ник и ус­та­нови­те бу­диль­ник, ко­торый бу­дет зво­нить нес­коль­ко раз в день и на­поми­нать о том, что вы ре­шили зак­ре­пить. В днев­ник нуж­но за­писы­вать, как у вас по­луча­ет­ся вы­пол­нять пос­тавлен­ное са­мой се­бе за­дание.

А вот что­бы из­ба­вить от ка­кой-ли­бо дур­ной при­выч­ки, не­об­хо­димо с по­мощью пси­холо­га или пси­хо­ана­лити­ка ра­зоб­рать­ся: ка­кую роль иг­ра­ет этот симп­том в жиз­ни че­лове­ка? Что фик­си­ру­ет дур­ная при­выч­ка? Плюс, ко­неч­но, су­щест­ву­ют по­веден­ческие тех­но­логии. Нап­ри­мер, ес­ли че­ловек гры­зет ног­ти, то мож­но при­об­рести в ап­те­ке спе­ци­аль­ный горь­кий лак для ног­тей. Бу­дет ра­ботать так на­зыва­емое обус­ловли­ва­ине: за тем, как ру­ка по­тянет­ся ко рту, пос­ле­ду­ет на­каза­ние – неп­ри­ят­ный вкус.

Но я хо­тел бы за­метить: нет ни­чего в па­толо­гии, че­го бы не бы­ло в нор­ме. Риск, что ка­кая бы то ни бы­ло при­выч­ка прев­ра­тить­ся во вред­ную, а из вред­ной ста­нет па­толо­ги­ей, всег­да су­щест­ву­ет. Изу­чени­ем этих про­цес­сов и за­нима­ет­ся кли­ничес­кая пси­холо­гия.

Ав­тор: Ка­кие са­мые стран­ные при­выч­ки вам встре­чались?

ИП: Я зна­ком с чис­то кли­ничес­ки­ми при­мера­ми, они вы­ходят за рам­ки конк­рет­но при­выч­ки. Это в ос­новном ком­пуль­сии. Нап­ри­мер, час­то встре­ча­ет­ся та­кой «зас­кок»: че­ловек ре­ша­ет ни­ког­да не нас­ту­пать на тре­щин­ки в ас­фаль­те. А у ме­ня был па­ци­ент, ко­торый не мог нас­ту­пать на бе­лое. То есть ему не уда­валось са­мос­то­ятель­но из­ба­вить­ся от ощу­щения, что ес­ли встать на бе­лое, то про­изой­дет ка­кое-то нес­частье. И ес­ли он все же нас­ту­пал не­ча­ян­но — нуж­но бы­ло про­делать це­лый ри­ту­ал: вер­нуть­ся на 10 ша­гов на­зад, по­вер­нуть­ся вок­руг сво­ей оси и что-то еще. Он знал все стан­ции мет­ро, ко­торые предс­тав­ля­ли для не­го «опас­ность», и вы­бирал толь­ко те, по ко­торым мог пе­реме­щать­ся, не сде­лав ни ша­гу на этом цве­те. Это нас­то­ящее об­сессив­но-ком­пуль­сив­ное расс­трой­ство — уже бо­лезнь.

Ав­тор: Мож­но ли ска­зать, что каж­дый из нас – это все­го лишь на­бор при­вычек?

ИП: Есть рас­хо­жее вы­раже­ние: «При­выч­ка – вто­рая на­тура». По­веден­ческий пси­холог ска­зал бы «да». Но я счи­таю ина­че. При­выч­ке мож­но обу­чить, и от нее мож­но оту­чить. Но есть не­кие смыс­ло­вые, стерж­не­вые об­ра­зова­ния – то, что на­зыва­ет­ся лич­ностью. Она, на­вер­ное, с при­выч­ка­ми свя­зана, но сос­то­ит не толь­ко из них.

Но и сов­сем без при­вычек нель­зя. Это в не­кото­ром ро­де стиль де­ятель­нос­ти че­лове­ка. То есть со­дер­жа­ние де­ятель­нос­ти мы вы­носим за скоб­ки. А вот как он эту де­ятель­ность вы­пол­ня­ет – это при­выч­ки.

Ав­тор: Го­ворят, что при­выч­ки фор­ми­ру­ют­ся еще и для то­го, что­бы по­могать нам уп­ро­щать вы­пол­не­ние ка­ких бы то ни бы­ло дей­ствий… Они как на­деж­ные про­верен­ные ал­го­рит­мы, на по­ис­ки ко­торых не нуж­но каж­дый раз тра­тить вре­мя и си­лы.

ИП: Си­ту­ации и сфе­ра де­ятель­нос­ти бы­ва­ют раз­ны­ми. В не­кото­рых слу­ча­ях это дей­стви­тель­но так. Но мне ка­жет­ся, что ча­ще при­выч­ки, в этом смыс­ле, ме­ша­ют че­лове­ку. У нас сей­час нас­толь­ко ди­намич­ная жизнь, но­вые за­дачи так быст­ро по­яв­ля­ют­ся и так быст­ро ме­ня­ют­ся, что при­выч­ки прев­ра­ща­ют­ся в сво­еоб­разный пан­цирь. И тог­да че­ловек не мо­жет спра­вить­ся с но­вой проб­ле­мой «в си­лу при­выч­ки». Это на­зыва­ет­ся за­виси­мостью от внут­ренне­го по­ля. По­это­му в на­ше вре­мя не­об­хо­димо быть бо­лее «по­лене­зави­симым», гиб­ким, то есть кре­атив­ным. Че­ловек, наг­ру­жен­ный при­выч­ка­ми, это ри­гид­ный че­ловек (от ла­тинс­ко­го rigidus — жест­кий, твер­дый, не элас­тичный — прим.). Но ес­ли вы за­дума­етесь о том, как «пе­ревы­пол­нить план», вам при­дет­ся вый­ти за пре­делы при­выч­ной схе­мы или при­выч­ки. При­думать, как из­ме­нить про­цесс, что­бы до­бить­ся боль­ше­го ре­зуль­та­та.

Вопросы для обсуждения:

  • Ка­кие расп­рос­тра­нен­ные при­выч­ки Вы зна­ете?
  • Ка­кие при­выч­ки есть у Вас?
  • Ка­кие при­выч­ки по­мога­ют Вам жить, а от ка­ких Вы хо­тели бы из­ба­вить­ся?
  • Нас­коль­ко прос­то Вы ме­ня­ете свои при­выч­ки?
  • Есть ли у Ва­ших близ­ких при­выч­ки, ко­торые ме­ша­ют Вам; как Вы с этим справ­ля­етесь?

Контекст:

Статью мож­но свя­зать с на­шим уп­ражне­ни­ем Си­ла при­выч­ки и лек­ци­он­ным бло­ком Вред­ные при­выч­ки.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Поэтапная работа со стыдом

от
10 мин.

до
15 мин.
4
0
Упражнение на навыки

Ребёнок внутри

от
30 мин.

до
1 часа
5
0
только для
участников
Мини-лекция

Функции эмоций

от
5 мин.

до
1 часа
185 рублей
1
0

Комментарии