Цели:
знакомство с понятием дихотомии в психологии. осознание причины стресса.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся сценарий тренингаТребуемый реквизит:
Ручки. листы для записей.
Описание:
упражнение поможет участникам разложить возникшую затруднительную ситуацию на части и определить действительную причину своих переживаний.
Инструкция:
Каждый из нас время от времени испытывает стресс. Часто он связан с какими-то внешними факторами — неприятности на работе, нежелательная встреча, ребенок получил двойку и так далее. Нам без труда удается выявить саму негативную ситуацию, но мы не всегда можем точно для себя определить что именно в этой ситуации вызывает дискомфорт. Например, вы поцарапали машину. Да, не очень приятно! А если задуматься — почему же вы нервничаете? Вам придется тратить деньги на покраску? Или предстоит неприятный разговор с женой/мужем? А может, вы собирались в поездку, которая теперь непременно сорвется? А ведь 50% решения проблемы — это ее понимание. В ходе данной игры участникам предлагается разложить неприятность по полочкам и определить истинную причину своего стресса. Предложите аудитории ознакомиться с методом дихотомического деления. Не думаем, что стоит основательно посвящать собравшихся в глубинную суть этого определения, поскольку описанный ниже метод не требует от аудитории каких-либо специализированных знаний. Достаточно лишь ознакомить группу с самим понятием дихотомии. Дихотомией можно назвать деление одного целого на две части так, что третья будет исключаться, а поделенные части противоречить друг другу. Пример можно посмотреть здесь.
Попросите участников подумать и записать в верхней центральной части листа (как в примере) какую-то затруднительную ситуацию в которую они недавно попали, и которая вызывает у них дискомфорт. Далее предложите опустить вниз две стрелки. Под ними попросите написать 2 определения, раскрывающих проблему. Напомните, что определения должны взаимоисключать как друг друга, так и третий вариант. Далее, каждую подпроблему необходимо разделить еще на 2 части подобным образом. Делать данное упражнение следует до тех пор, пока участники не поймут что в действительности их беспокоит в возникшей ситуации. Возможно, это произойдет после первого деления, а, может, и после десятого. Если, произведя очередное деление участник понимает, что одно из определений не является поводом для его переживаний, то копать глубже не нужно — стоит уделить внимание второй стрелке. Дайте участникам 7–10 минут на выполнение задания, после чего проведите обсуждение.
Вопросы для обсуждения:
- Что нового вы узнали в ходе упражнения?
- После того как Вы осознали саму проблему, появились ли в голове пути решения?
- Стали ли Вы легче относится к случившейся неприятности?
- Каковы преимущества/недостатки данного метода?
- Насколько просто использовать данный метод в повседневной жизни?
- Хочет ли кто-то поделиться своим примером?
Рекомендации:
Игра требует от участников вовлеченности в процесс и готовности работать над собой.
Для тренеров:
Для размещения своих материалов, включая платные, напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Комментарии