Цели:
рассказать участникам о теории управления — теории Дугласа Макгрегора. повысить управленческую осознанность.
Программы и сценарии тренингов и игр:
возможно вам пригодятся сюжетно-ролевая играТребуемый реквизит:
реквизит не требуется.
Описание:
Простая и наглядная концепция менеджмента и мотивации, показывающая нам, какой стиль управления максимально способствует самореализации человека. История про то, как способствовать самореализации человека и раскрыть его таланты в организационной среде.
Инструкция:
Дуглас МакГрегор
Американский социальный психолог. Доктор философии, преподаватель Гарвардского университета, профессор Массачусетского технологического института. В начале 50‑х годов впервые сформулировал свои идеи об управлении. В 1960 опубликовал книгу «The Human Side of Enterprise» («Человеческая сторона предприятия»). Своими трудами и концепциями оказал и продолжает оказывать влияние на многих других ученых и авторов, а также на современную теорию и практику управления в целом.
Утверждал, что существует два вида менеджмента персонала, первый из которых основывается на «теории X», а второй — на «теории Y». Описал, как личные убеждения менеджеров влияют на стиль и характер управления организациями, в которых они трудятся. Утверждал, что главным аспектом таких убеждений является то, как менеджеры оценивают и трактуют поведение людей. МакГрегор утверждал, что используемые при этом предпосылки и допущения делятся на две основные категории: теорию X и теорию Y.
Теории X и теория Y
Характеризуют варианты отношения человека к труду.
Теория X гласит, что: среднестатистический человек не любит трудиться и по возможности избегает работы. Он предпочитает, чтобы им управляли; стремится избегать ответственности; у него относительно небольшие амбиции; больше всего он жаждет защищенности и безопасности. Выполняет задачи только за материальную мотивацию.
Теория Y гласит, что: для человека расходовать моральные и физические силы на работу так же естественно, как отдыхать или играть. Он не испытывает отвращения к труду. Если верит в поставленные перед ним задачи, способен к самоконтролю и самоорганизации.
Главная потребность — потребность в самореализации. Способен проявлять довольно высокий уровень воображения и креативности при решении задач.
Руководитель X
- считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь;
- считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя и единственная цель заинтересованности сотрудников в работе — это деньги;
- считает, что большинство людей нуждаются в принуждении, строгом контроле, постоянном управлении и даже в запугивании наказаниями, — только так можно заставить их затрачивать адекватные усилия;
- обвиняет в первую очередь человека, а не систему или стратегию;
- полагает, что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников, жестком контроле;
- почти не дает подчиненным свободы в принятии решений;
- вынужден прибегать к жёстким (тотальный контроль и система наказаний) и мягким (убеждение и поощрение) формам принуждения;
- выбирает авторитарный стиль управления.
Результаты такого управления: централизованные полномочия. Упрощенные для каждого цели, разбитые их более мелкие задачи. У каждого подчиненного своя специфическая задача, что позволяет его легко контролировать ее исполнение. Работа только в пределах компетенции. Авторитарный, репрессивный стиль управления. Жесткий контроль. Минимум развития. Ослабление доверия, обиды и раздражение со стороны подчиненных. Сниженная мотивация. Ограниченная, депрессивная культура.
Руководитель Y
- считает, что при благоприятных условиях большинство людей хотят работать хорошо и что у них есть резерв неиспользуемых творческих способностей;
- верит, что удовлетворение от хорошего выполнения своей работы само по себе является мощным стимулом;
- старается устранить препятствия, мешающие работникам полностью реализовать себя;
развивает свой персонал;
- полагает, что когда люди верят в поставленные перед ними задачи, они способны к самоконтролю и самоорганизации;
- стремится помогать людям, которые имеют мотивацию к труду, саморазвитию и принятию на себя ответственности реализовывать эти потенциалы;
- вовлекает персонал, организует работу так, что бы цели и задачи компании совпадали с личными целями сотрудников.
Результаты такого управления: либеральная и развивающая среда. Высокая степень децентрализации полномочий. Контроль, достижения и постоянное совершенствование достигаются за счет наделения полномочиями, и передачи ответственности. Укрепляется сотрудничество и взаимоотношения менеджеров и их подчиненных. Создается атмосфера открытости и доверия. Персонал развивается. Подчиненные принимают участие в принятии решений и пользуются свободой выполнения заданий. Организовано двухстороннее общение, в котором руководство играет направляющую роль.
Выводы и продолжение
МакГрегор признает, что метод «кнута и пряника» может применяться в менеджменте, но он не будет работать, если потребности людей эгоцентричны и в основном носят социальный характер. Дальнейшие исследования вопроса показали, что человеку мало достойного вознаграждения за труд, ему необходима возможность самореализации, а любая форма принуждения этому препятствует.
Максимальная отдача приходит, если дать сотруднику возможность полностью раскрыться, брать на себя ответственность, ощущать свою значимость для организации, и влияние своего вклада.
Пример из практики
МакГрегора провел опыты на фабрике Procter & Gamble в Джорджии, где он путем создания самоуправляемых команд воплотил в жизнь свою теорию «Y». В итоге предприятие начало работать с производительностью, на треть превышающей средний показатель по Procter-and-Gamble. Вплоть до середины 1990‑х причина такого успеха скрывалась как коммерческая тайна компании.
Многие современные авторы развивают подход «Y» к мотивации персонала. Например, больше об этом можно прочесть в книгах Т.Голви «Работа, как внутренняя игра» и Д.Пинка «Драйв. Что на самом деле нас мотивирует».
Контекст:
Можно рассказать участникам про теории X и Y после упражнения
Для тренеров:
Для размещения своих материалов, включая платные, напишите нам через форму или на адрес a@uprazhnenie-igra.ru. Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях ВК, Telegram и YouTube, чтобы первыми получать все новые материалы.
Комментарии