Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Блог о принятии себя и не только
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Владимир Пащенко
Последнее изменение: 4 февраля 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 5

Мини-лекция «SMART – система постановки целей»

Мини-лекция «SMART – система постановки целей» Цели: развитие навыка по правильному формированию целей и задач. Время: 15 минут. Число участников: любое. Для тренингов: бизнес-тренинги, тренинги по управлению, тренинги по тайм-менеджменту

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

15 минут

Цели:

раз­ви­тие на­выка по пра­виль­но­му фор­ми­рова­нию це­лей и за­дач.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сю­жет­но-ро­левая иг­ра «Би­леты в те­атр» и прог­рамма тре­нин­га «Са­моп­ре­зен­та­ция в B2B-про­дажах».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

Глав­ным кри­тери­ем для дос­ти­жения не­об­хо­димо­го ре­зуль­та­та – яв­ля­ет­ся пра­виль­ное оп­ре­деле­ние це­ли. Важ­но знать и по­нимать цель, к ко­торой тре­бу­ет­ся прий­ти. Сис­те­ма SMART воб­ра­ла в се­бя ос­новные кри­терии, сле­дова­ние ко­торым поз­во­ля­ет прий­ти в фи­наль­ную точ­ку мак­си­маль­но точ­но. Ми­ни-лек­ция под­робно расс­ка­жет о са­мой сис­те­ме и на­учит ей поль­зо­вать­ся.

Инструкция:

Без це­лей мы нич­то. Не ви­дя кон­ца пу­ти, по не­му не­воз­можно дви­гать­ся. Не зная ко­неч­ных ре­зуль­та­тов пла­на, не­воз­можно сос­та­вить струк­ту­ру дня. Ес­ли до это­го ва­ши це­ли бы­ли абс­тракт­ны­ми меч­та­ми, нас­тал мо­мент прев­ра­тить их в ося­за­емую ре­аль­ность. И для это­го есть от­личный инс­тру­мент.

Зна­комь­тесь! SMART – сис­те­ма пос­та­нов­ки це­лей.

Что та­кое SMART?

SMART – это тот ред­кий слу­чай, ког­да абб­ре­ви­ату­ра со­от­ветс­тву­ет со­дер­жи­мому. Пе­ревод сло­ва smart зву­чит с анг­лий­ско­го как «ум­ный». Пла­ниро­вание по-ум­но­му. От­личное наз­ва­ние!

Са­мо сло­во раз­би­ра­ет­ся на прос­тые и по­нят­ные сос­тавля­ющие. Каж­дая бук­ва на­деле­на смыс­лом, и, вот сек­рет, по­ка не удаст­ся про­ник­нуть­ся сутью каж­до­го тер­ми­на, сис­те­ма смарт для пос­та­нов­ки це­ли ра­ботать не бу­дет. Или пло­хо спра­вит­ся со сво­ей функ­ци­ей.

По­чему так?

По­тому что каж­дый эле­мент в этой сис­те­ме име­ет зна­чение: для осоз­на­ния це­ли, для ее фор­ми­рова­ния и дос­ти­жения. Бо­лее то­го, при соз­да­нии вер­ной фор­му­лиров­ки пла­ниру­емых за­дач по «смарт» не­ред­ко про­ис­хо­дит транс­фор­ма­ция про­ек­тов – вы­рисо­выва­ют­ся ра­нее не­заме­чен­ные важ­ные ас­пекты, ню­ан­сы, де­тали.

Зай­мем­ся рас­шифров­кой:

  • S — Specific — Конк­рет­но.
  • M — Measurable — Из­ме­римо.
  • A — Achievable — Дос­ти­жимо.
  • R — Relevant — Сог­ла­сова­но.
  • T — Time — Вре­мя.

S – Specific. Конк­рет­ная цель – по­лови­на ус­пе­ха

Вез­де пи­шут: це­ли по сис­те­ме смарт долж­ны быть конк­рет­ны­ми. Но что это зна­чит?

Все прос­то! Нуж­но чет­ко осоз­на­вать, ка­кой итог дол­жен быть у дан­ной це­ли.

Не прос­то по­худеть, а сни­зить объ­ем та­лии до 60 см или уви­деть стрел­ку ве­сов на 55 кг. Не под­нять про­дажи предп­ри­ятия, а дос­тичь по­каза­телей луч­ше ана­логич­но­го пе­ри­ода за прош­лый год на 40%. Не «ку­пить дом», а «за­рабо­тать 2 мил­ли­она за пол­го­да и при­об­рести дом в кот­тедж­ном по­сел­ке «ХХХ».

Ес­ли про­ект тре­бу­ет учас­тия ка­кого-то еще че­ловек – сот­рудни­ка, ком­пань­она, ру­ково­дите­ля, то очень важ­но по­лучить об­ратную связь по конк­ре­тиза­ции це­ли. Ина­че мо­жет слу­чить­ся так, что тре­нер спорт­за­ла ори­ен­ти­ру­ет­ся на дос­ти­жение ито­гово­го ве­са, а вы стре­митесь к точ­ным объ­емам сво­их форм!

Да­же расс­мат­ри­вая при­меры по сис­те­ме смарт для пос­та­нов­ки це­лей, мы ви­дим не абс­тракт­ный план, а чет­кую кар­тинку. И это очень важ­но для за­пус­ка ра­боты под­созна­ния, ко­торое по­няв, что нуж­но че­ловек, нач­нет вся­чес­ки спо­собс­тво­вать вы­пол­не­нию его же­ланий. Под­ки­дывать пра­виль­ные мыс­ли, сти­мули­ровать вер­ные идеи, нап­равлять по луч­ше­му марш­ру­ту.

Ес­ли же вы ве­рите во вли­яние Все­лен­ной на нас, то мож­но ис­поль­зо­вать и этот ар­гу­мент. Чем чет­че зап­рос к Все­лен­ной, тем быст­рее и пра­виль­нее он бу­дет ре­али­зован.

По­луча­ет­ся, как не объ­яс­няй фе­номен SMART – вез­де сплош­ные плю­сы.

М – Measurable. Ве­сы для из­ме­рения це­лей

Вто­рой важ­ный ню­анс.

Це­ли по сис­те­ме SMART долж­ны быть из­ме­римы­ми. В них долж­ны при­сутс­тво­вать ко­личест­вен­ные или по­нят­ные ка­чест­вен­ные по­каза­тели, ха­рак­те­рис­ти­ки, ко­торые в ито­ге ука­жут, что цель дос­тигну­та.

Что мож­но ис­поль­зо­вать для из­ме­рения:

  • день­ги – руб­ли, ев­ро, дол­ла­ры, туг­ри­ки;
  • до­ли, про­цен­ты, со­от­но­шения;
  • от­зы­вы или иные кри­терии внеш­ней оцен­ки;
  • лай­ки, чис­ло под­писчи­ков, «прос­мотре­но» для ста­тей;
  • час­то­ту дей­ствий – каж­дый вто­рой поль­зо­ватель кли­ка­ет «за­казать»;
  • вре­мя – ог­ра­ничен­ность пе­ри­одов;
  • штра­фы – мо­тива­ция «от об­ратно­го»;
  • ут­верж­де­ние, сог­ла­сова­ние, одоб­ре­ние – по­луче­ние по­ложи­тель­но­го мне­ния спе­ци­алис­та или ру­ково­дите­ля.

Мож­но най­ти и сов­сем стран­ные ва­ри­ан­ты из­ме­рения це­лей:

  • «крес­ти­ки» у вы­шиваль­щиц;
  • оцен­ки у школь­ни­ков;
  • кон­курсы у пре­пода­вате­лей;
  • ко­личест­во блюд каж­дый день у хо­зяй­ки;

Все что мож­но из­ме­рить и оце­нить, долж­но быть из­ме­рено и оце­нено.

А – Achievable. А дос­ти­жима ли меч­та?

Пред­по­ложим, вы, бу­дучи обыч­ным офис­ным ра­бот­ни­ком или до­мохо­зяй­кой, пос­та­вили цель: че­рез пол­го­да по­лучить одоб­ре­ние ко­мис­сии для по­лета на Лу­ну. Конк­рет­но? Из­ме­римо? Все вер­но!

Дос­ти­жимо? Вряд ли…

СМАРТ – не вол­шебная пи­люля, ко­торая пе­ремес­тит вас в вол­шебный за­мок толь­ко за пра­виль­но сде­лан­ную фор­му­лиров­ку.

Это сис­те­ма, ко­торая ори­ен­ти­ру­ет­ся на ре­аль­ность бы­тия. А это зна­чит, что при об­ду­мыва­нии лю­бых пла­нов важ­но со­от­но­сить име­ющиеся в на­личии ре­сур­сы и воз­можнос­ти с же­ла­емым ре­зуль­та­том.

Ва­ри­ан­тов оцен­ки дос­ти­жимос­ти так­же мно­го как са­мих це­лей и спо­собов их из­ме­рений. Это:

  • ма­тери­аль­ные и мо­раль­ные ре­сур­сы;
  • вре­мя;
  • уме­ния;
  • зна­ния;
  • фи­нан­со­вые воз­можнос­ти;
  • здо­ровье…

R – Relevant. Сог­ла­су­ем цель с ре­аль­ностью!

Ин­те­рес­ный мо­мент – сог­ла­сова­ние це­ли. С чем или кем ее нуж­но «сог­ла­совы­вать»?

Со всем!

С ре­аль­ностью…

С уже су­щест­ву­ющи­ми пла­нами…

С же­лани­ями…

Что мо­жет по­лучить­ся, ес­ли иск­лю­чить этот пункт из пла­ниро­вания по СМАРТ? Аб­сурд и пол­ная не­выпол­ни­мость сфор­му­лиро­ван­ных за­дач.

Пло­хо сты­ку­ют­ся це­ли: «выс­пать­ся», «бе­гать в 5 ут­ра», «про­водить с му­жем вре­мя пос­ле его возв­ра­щения с ра­боты в 24–00». Или: «сок­ра­щения 80% шта­та» и «вы­ход на при­быль в 200% в срав­не­нии с прош­лым го­дом».

Ес­ли есть про­тиво­речия, то на­до пе­рес­матри­вать и кор­ректи­ровать пла­ны.

T – Time-bound. Ког­да оце­нивать ре­зуль­тат?

Time-bound – «ог­ра­ничен­ность во вре­мени». Ес­ли у це­ли нет ко­неч­ных вре­мен­ных гра­ниц, то дос­ти­гать ее мож­но бес­ко­неч­но. По­это­му важ­но ста­вить рам­ки, в те­чение ко­торых же­ла­емые пла­ны долж­ны быть ре­али­зова­ны.

При­нято раз­де­лять це­ли:

  • Крат­косроч­ные – до 100 дней
  • Сред­несроч­ные – от квар­та­ла до го­да
  • Дол­госроч­ные – на пе­ри­од в 1 год и бо­лее

Ин­те­рес­ный факт, но сог­ласно SMART-сис­те­ме цель долж­на быть не прос­то ог­ра­ничен­ной во вре­мени, но и со­от­но­симой с дру­гими пла­нами. Це­поч­ка сле­ду­ющая: дол­госроч­ные меч­ты фор­му­лиру­ют ка­тего­рию сред­несроч­ных дел, а те, в свою оче­редь, дро­бят­ся на крат­косроч­ные про­ек­ты.

Ес­ли прос­ле­дить дан­ную идею в об­ратной пос­ле­дова­тель­нос­ти, то ви­ден путь ма­лень­ких ша­гов из се­год­ня к боль­шой Меч­те.

Вопросы для обсуждения:

  • Уда­ет­ся ли вам всег­да дос­ти­гать пос­тавлен­ных це­лей; ес­ли да, то в чем ваш сек­рет?
  • Слы­шали ли вы о сис­те­ме SMART?
  • Ка­кие еще кри­терии важ­ны для дос­ти­жения ре­зуль­та­та?

Контекст:

В рам­ках те­мы мож­но пред­ло­жить ауди­тории иг­ры Зо­лотая рыб­ка, Илья Му­ромец и Со­ловей-раз­бой­ник, Пой­ми ме­ня пра­виль­но.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Об­ра­ти­те вни­ма­ние на наш блог по са­мо­при­ня­тию. В нём вы найдё­те яс­ную тео­рию и по­лез­ную прак­ти­ку по при­ня­тию се­бя и смеж­ным те­мам. Блог бу­дет по­ле­зен как тре­не­рам и спе­ци­а­ли­стам обу­ча­ю­щих про­фес­сий, так и ши­ро­кой ауди­то­рии.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Метод Фейнмана

от
5 мин.

до
10 мин.
4
0
Мини-лекция

Стили управления

от
20 мин.

до
25 мин.
2
0
только для
участников
Упражнение-разминка

Офисные истории

от
10 мин.

до
20 мин.
от
7
до
15
45 рублей
2
0

Комментарии