Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Самостоятельный тренинг самооценки и самопринятия
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Владимир Пащенко
Последнее изменение: 4 февраля 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 1

Мини-лекция «Развитие памяти»

Мини-лекция «Развитие памяти» Цели: получение информации о развитии памяти. Время: от 15 минут до 20 минут. Число участников: любое. Для тренингов: психологические тренинги

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

от 15 минут до 20 минут

Цели:

по­луче­ние ин­форма­ции о раз­ви­тии па­мяти.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся сце­нарий де­ловой иг­ры «Кто? За­чем? По­чему?» и прог­рамма тре­нин­га «Уве­рен­ность в се­бе для жен­щин».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

Из ми­ни-лек­ции мож­но уз­нать за­чем нуж­но раз­ви­вать па­мять, че­го он дос­тигнет имея раз­ви­тую па­мять. Так­же расс­мат­ри­ва­ют­ся ви­ды па­мяти и спо­собы ее раз­ви­тия.

Инструкция:

Па­мять — од­на из пси­хичес­ких функ­ций и ви­дов умс­твен­ной де­ятель­нос­ти че­лове­ка, пред­назна­чен­ная сох­ра­нять, на­кап­ли­вать и восп­ро­из­во­дить ин­форма­цию. Спо­соб­ность дли­тель­но хра­нить ин­форма­цию о со­быти­ях внеш­не­го ми­ра и ре­ак­ци­ях ор­га­низ­ма и мно­гок­ратно ис­поль­зо­вать её в сфе­ре соз­на­ния для ор­га­низа­ции пос­ле­ду­ющей де­ятель­нос­ти.

По ста­тис­ти­ки проб­ле­мы с па­мятью бес­по­ко­ят каж­до­го треть­его жи­теля зем­ли. При­чем ухуд­ше­ние па­мяти ха­рак­терна для всех воз­растов.

За­чем же нуж­но улуч­шать свою па­мять? Смеш­ной воп­рос, ска­жете вы. Ведь каж­до­му из­вест­но, что та­кое хо­рошая па­мять. Од­на­ко, мно­гие лю­ди край­не уп­ро­щен­но восп­ри­нима­ют свою па­мять, и по­это­му не по­нима­ют как её раз­ви­тие вли­яет на дру­гие спо­соб­ности. Их ло­гика сво­дит­ся к сле­ду­ющим ар­гу­мен­там: Улуч­шится воз­можность в за­поми­нании? Но я и так пом­ню всё что мне нуж­но. Я уже впол­не прис­по­собил­ся к сво­им спо­соб­ностям, но­мера те­лефо­нов хра­нят­ся в со­товом те­лефо­не, ес­ли что нуж­но пос­ложнее — мож­но и за­писать. Пос­коль­ку проб­ле­мы с па­мятью уже как-то ре­шились, то нет нуж­ды еще и на неё тра­тить вре­мя. В кон­це кон­цов глав­ное не па­мять, а мыш­ле­ние, ин­теллект, спо­соб­ность об­ра­баты­вать ин­форма­цию.

Боль­шинс­тво лю­дей ду­ма­ет, что улуч­шив свою па­мять они сде­ла­ют из сво­ей го­ловы фо­то­ап­па­рат или маг­ни­тофон, и дру­гих пре­иму­ществ не ви­дят. Но раз­ви­тие па­мяти это не толь­ко па­мять, но и мыш­ле­ние, во­об­ра­жение, вни­мание, и мно­гое дру­гое, без че­го не­мыс­ли­ма эф­фектив­ная умс­твен­ная де­ятель­ность че­лове­ка.

Итак, Че­го дос­ти­га­ет че­ловек тре­нируя па­мять?

  1. Вни­мание. Не­об­хо­димость конт­ро­лиро­вать ход сво­их мыс­лей, пос­то­ян­ная кон­цент­ра­ция на объ­ек­тах за­поми­нания при­водит к улуч­ше­нию вни­мания. В ре­зуль­та­те че­лове­ку ста­новит­ся лег­че сос­ре­дото­чивать­ся на те­кущих де­лах и проб­ле­мах, его жизнь ста­новит­ся го­раз­до ор­га­низо­ван­нее, мень­ше под­вержен­ной вли­янию по­мех.
  2. Мыш­ле­ние. Раз­ви­тие па­мяти улуч­ша­ет и мыш­ле­ние за счет то­го, что пос­то­ян­но при­ходит­ся ра­ботать с мыс­ленны­ми объ­ек­та­ми, при­думы­вать свя­зыва­ющие их ас­со­ци­ации. В ре­зуль­та­те раз­ви­ва­ет­ся ас­со­ци­атив­ное мыш­ле­ние — от­ветс­твен­ное за обоб­ще­ние и абс­трак­цию и наг­лядно-об­разное — ис­поль­зо­вание ко­торо­го по­мога­ет це­лост­но­му восп­ри­ятию ре­аль­нос­ти и ин­ту­итив­но­му ре­шению проб­лем. Ну и ра­зуме­ет­ся прос­то са­ма спо­соб­ность к за­поми­нанию по­мога­ет мыш­ле­нию. Ес­ли все не­об­хо­димые фак­ты ока­зыва­ют­ся под ру­кой, то в про­цес­се мыш­ле­ния ока­зыва­ет­ся мень­ше не­об­хо­димос­ти за­дер­жи­вать­ся на ре­шении вто­рос­те­пен­ных проб­лем, по по­луче­нию не­об­хо­димой ин­форма­ции. Не сек­рет: по­ка най­дёшь нуж­ную ин­форма­цию — за­будешь за­чем она нуж­на. Осо­бен­но ес­ли ищешь её с по­мощью ин­терне­та — по­пут­но по­пада­ет­ся столь­ко ин­те­рес­но­го, что про­цесс по­ис­ка ока­зыва­ет­ся «важ­нее» ре­зуль­та­та и ког­да най­дёшь ис­ко­мое, уже за­быва­ешь с че­го же всё на­чина­лось.
  3. Во­об­ра­жение и твор­ческая де­ятель­ность. Ас­со­ци­ации, при­думы­ва­емые мне­монис­том, час­то не­обыч­ны и аб­сурд­ны. Свя­зывая объ­ек­ты при­ходит­ся соз­да­вать не­веро­ят­ное. Уже че­рез не­кото­рое вре­мя пос­ле на­чала за­нятий мож­но за­метить, что при ре­шении сво­их проб­лем на­чина­ешь ис­поль­зо­вать ме­тоды, рань­ше ка­зав­ши­еся слиш­ком нес­тандарт­ны­ми. А не­раз­ре­шимые проб­ле­мы вдруг по­луча­ют прос­тое и эле­гант­ное ре­шение.
  4. За­щита моз­га че­лове­ка от воз­раст­ных из­ме­нений. То, что мы не ис­поль­зу­ем, мы те­ря­ем. Это хо­рошо вид­но на при­мере фи­зичес­ких спо­соб­ностей че­лове­ка. В ка­кой бы хо­рошей фи­зичес­кой фор­ме вы не на­ходи­лись ес­ли вес­ти ма­лопод­вижный об­раз жиз­ни, не да­вать сво­ему ор­га­низ­му фи­зичес­кой наг­рузки, то че­рез не­кото­рое вре­мя мыш­цы ат­ро­фиру­ют­ся и ста­нут дряб­лы­ми, по­явит­ся одыш­ка, и ку­ча дру­гих проб­лем свя­зан­ных с серд­цем, дав­ле­ни­ем и т.д. Ес­ли же вес­ти ак­тивный об­раз жиз­ни, со­вер­шать дли­тель­ные про­гул­ки, по­сещать в бас­сейн или тре­нажер­ный зал, то проб­лем со здо­ровь­ем мож­но из­бе­жать. То же са­мое от­но­сит­ся и к мен­таль­ным воз­можнос­тям ор­га­низ­ма. Ши­роко расп­рос­тра­нено мне­ние, что с воз­растом умс­твен­ные спо­соб­ности че­лове­ка ухуд­ша­ют­ся. Как по­казы­ва­ют исс­ле­дова­ния час­то дей­стви­тель­но так и про­ис­хо­дит. Но ухуд­ше­ние спо­соб­ностей че­лове­ка не яв­ля­ет­ся та­ким уж не­об­ра­тимым. Ес­ли про­дол­жать ис­поль­зо­вать свой мозг, да­вать ему наг­рузку, то его сос­то­яние как ми­нимум не бу­дет ухуд­шать­ся. Ухуд­ше­нию спо­соб­ностей моз­га мож­но восп­ре­пятс­тво­вать ре­шая кросс­вор­ды или ло­гичес­кие за­дачи. Вы­пол­няя уп­ражне­ния по раз­ви­тию па­мяти так­же мож­но восп­ре­пятс­тво­вать ухуд­ше­нию умс­твен­ных спо­соб­ностей — па­мяти, кон­цент­ра­ции вни­мания, мыш­ле­ния и пр.

Как ви­дим раз­ви­тие па­мяти по­мога­ет не толь­ко па­мяти, но и спо­собс­тву­ет гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию дру­гих спо­соб­ностей че­лове­ка.

Ка­кую па­мять бу­дем раз­ви­вать?

Про­из­но­ся фра­зу «У ме­ня пло­хая па­мять» лю­ди час­то под­ра­зуме­ва­ют со­вер­шенно раз­ные ве­щи. Для од­них это не­воз­можность за­пом­нить но­мера те­лефо­нов, для дру­гих — ли­ца лю­дей. Не­кото­рые бо­рют­ся с рас­се­ян­ностью — пос­то­ян­но за­быва­ют клю­чи и до­кумен­ты, про­пус­ка­ют наз­на­чен­ные встре­чи и т.д. А есть лю­ди для ко­торых хо­рошая па­мять — это воз­можность быст­ро вы­учить боль­шой объ­ем ин­форма­ции к эк­за­мену. Ра­зоб­равшись, что имен­но вам нуж­но вы су­ме­ете сэ­коно­мить мно­го сил и вре­мени.

В за­виси­мос­ти от то­го, ка­кую па­мять вы со­бира­етесь раз­ви­вать мож­но вы­делить три спо­соба раз­ви­тия па­мяти. Расс­мот­рим их под­робнее:

  1. Па­мять на со­бытия или бы­товая па­мять. Наз­ва­ние дос­та­точ­но ус­ловное, поз­во­ля­ет от­де­лить при­емы за­поми­нания, и ко­торые ис­поль­зу­ют­ся в ос­новном в пов­седнев­ной жиз­ни и сво­дят­ся к то­му, что­бы «не за­быть что-то». Вы мо­жете за­быть взять клю­чи вы­ходя из до­му, по­тому-что кто-то пе­ред са­мым вы­ходом вас отв­лек­ли те­лефон­ным звон­ком. Вы мо­жете за­быть зай­ти в ма­газин про­ходя ми­мо не­го, за­думав­шись о чём-то сво­ём. Вы мо­жет за­быть до­кумен­ты прос­то по­тому-что за­были. Вы мо­жете за­быть со­товый те­лефон в ка­фе.

    В кни­гах или стать­ях в ин­терне­те дос­та­точ­но час­то встре­ча­ют­ся при­емы для раз­ви­тия дан­но­го ви­да па­мяти. Ре­комен­дую од­ну кни­гу, ко­торая прак­ти­чес­ки пол­ностью пос­вя­щена дан­но­му ви­ду за­поми­нания — «Язык па­мяти» Дуг­ла­са Хер­ма­на и Май­кла Грюн­берга. Боль­шая часть кни­ги опи­сыва­ет си­ту­ации в ко­торых два экс­пер­та по па­мяти пос­то­ян­но что-то за­быва­ли. Ин­те­рес­ная кни­га, с опи­сани­ем боль­шо­го ко­личест­ва фак­тов из жиз­ни.

  2. Па­мять как пси­хичес­кая функ­ция. То, что час­то на­зыва­ет­ся ес­тест­вен­ной па­мятью. К дан­но­му спо­собу от­но­сят вы­пол­не­ние уп­ражне­ний на раз­ви­тие вни­мания и собс­твен­но па­мяти, уп­равле­ние ды­хани­ем, ор­га­низа­ция ди­еты для улуч­ше­ния сво­их умс­твен­ных спо­соб­ностей.

    На­до ска­зать, что хо­тя от­дель­ные эле­мен­ты это­го спо­соба за­поми­нания встре­ча­ют­ся до­воль­но час­то, но в сис­те­мати­зиро­ван­ном ви­де это толь­ко в од­ном ис­точни­ке — ауди­окур­се Ива­на Ива­нови­ча По­лоней­чи­ка «Прин­ци­пы и ме­тоды раз­ви­тия па­мяти». Раз­ви­тие дан­но­го ви­да па­мяти поз­во­ля­ет за­поми­нать без осо­бых уси­лий раз­но­об­разную ин­форма­цию.

  3. Мне­мотех­ни­ка или ис­кусс­твен­ная па­мять. На­вер­ное са­мый ста­рый и эф­фектив­ный спо­соб за­поми­нания. Как нас­чет то­го, что­бы за­пом­нить нес­коль­ко ты­сяч цифр, нап­ри­мер зна­ков чис­ла пи? Или за­пом­нить, близ­ко к тес­ту, со­дер­жи­мое толс­той кни­ги на­пол­ненной ку­чей фак­тов, све­дений, чис­ло­вых дан­ных? Или спи­сок за­конов, смысл ко­торых и прос­то-то по­нять при чте­нии мо­жет быть слож­но?

    Мне­мотех­ни­ка, мо­били­зуя воз­можнос­ти мыш­ле­ния, вни­мания, во­об­ра­жения, поз­во­ля­ет за­пом­нить всё это. Хо­тя ко­неч­но, для ов­ла­дения ею и тре­бу­ет­ся вре­мя на вы­пол­не­ние уп­ражне­ний по за­поми­нанию и ре­гуляр­ные тре­ниров­ки. И са­мый боль­шой па­радокс зак­лю­ча­ет­ся в том, что ов­ла­девая мне­мотех­ни­кой и ис­поль­зуя её, ва­ша па­мять не ста­новит­ся луч­ше. Ис­поль­зо­вание мне­мотех­ни­ки поз­во­ля­ет за­поми­нать, но не раз­ви­ва­ет па­мять.

Итак, вот они эти три ос­новных ме­тода раз­ви­тия па­мяти. Ка­кой из них луч­ше? Слож­но ска­зать. Луч­ше по­дой­ти с дру­гого кон­ца — а что вам нуж­но от сво­ей па­мяти? Что вам не хва­та­ет на дан­ный мо­мент? В ре­шении ка­ких проб­лем вам ме­ша­ет собс­твен­ная па­мять. По­думай­те об этом и от­вет ока­жет­ся на по­верх­нос­ти.

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы счи­та­ете, у вас хо­рошая па­мять; по­чему?
  • Раз­ви­ва­ете ли вы свою па­мять?
  • При­годит­ся ли вам хо­рошая па­мять; в ка­ком слу­чае?
  • Ка­кие спо­собы раз­ви­тия па­мяти вы зна­ете?

Контекст:

В рам­ках те­мы мож­но ис­поль­зо­вать уп­ражне­ния Спи­сок по­купок и Ис­порчен­ный те­лефон.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Поэтапная работа со стыдом

от
10 мин.

до
15 мин.
4
0
Упражнение на навыки

Ребёнок внутри

от
30 мин.

до
1 часа
5
0
только для
участников
Мини-лекция

Функции эмоций

от
5 мин.

до
1 часа
185 рублей
1
0

Комментарии