Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Самостоятельный тренинг самооценки и самопринятия
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Владимир Пащенко
Последнее изменение: 4 февраля 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 2

Мини-лекция «О мозговом штурме»

Мини-лекция «О мозговом штурме» Цели: изучение понятия и техник мозгового штурма; анализ распространенных ошибок. Время: от 20 минут до 25 минут. Число участников: любое. Для тренингов: бизнес-тренинги

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

от 20 минут до 25 минут

Цели:

изу­чение по­нятия и тех­ник моз­го­вого штур­ма. ана­лиз расп­рос­тра­нен­ных оши­бок.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодятся прог­рамма тре­нин­га «Ра­бота с воз­ра­жени­ями он­лайн» и сце­нарий сю­жет­но-ро­левой иг­ры «Ска­зоч­ная со­ци­аль­ная сеть».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

про­веде­ние моз­го­вого штур­ма на тре­нин­ге сбли­жа­ет лю­дей, по­мога­ет раск­рыть­ся, рож­да­ет но­вые идеи и, в це­лом, очень по­ложи­тель­но ска­зыва­ет­ся на ра­боте груп­пы. Час­то на­чина­ющие тре­неры стал­ки­ва­ют­ся с тем, что по­нима­ют важ­ность про­веде­ния моз­го­вого штур­ма, но не зна­ют с че­го на­чать и как ус­пешно про­вес­ти по­доб­ную ак­тивность. В статье расс­ка­зыва­ет­ся о са­мом по­нятии моз­го­вого штур­ма, о том как най­ти ин­те­рес­ную и ра­бочую те­му. Зат­ра­гива­ют­ся ос­новные пра­вила и тех­ни­ки про­веде­ния, а так­же про­водит­ся ана­лиз ос­новных оши­бок.

Инструкция:

Рас­четли­вость, уда­ча, нас­той­чи­вость и тер­пе­ние в биз­не­се – это здо­рово. Это важ­ные ка­чест­ва, но без дос­той­ной идеи они ра­бота­ют впус­тую. Уме­ние най­ти не­баналь­ный вы­ход из слож­ной си­ту­ации от­ли­ча­ет хо­роше­го биз­несме­на от прос­то предп­ри­нима­теля. Не зря Джобс го­ворил, что ког­да ему не хва­тало де­нег, он са­дил­ся ду­мать, а не бе­жал за­раба­тывать.

Один из по­пуляр­ных спо­собов прий­ти к ге­ни­аль­ной идее – моз­го­вой штурм. Но мно­гие ком­па­нии прев­ра­ща­ют уни­каль­ную улов­ку в бес­систем­ную свал­ку, по­это­му да­вай­те раз­бе­рем­ся, как пра­виль­но про­вес­ти брей­нштор­минг и до­быть ту са­мую ге­ни­аль­ную идею.

Что та­кое моз­го­вой штурм?

Брей­нштор­минг – про­цесс по­ис­ка ре­шения конк­рет­ной за­дачи, при ко­тором учи­тыва­ют­ся лю­бые мыс­ли и идеи – от адек­ватных до су­мас­шедших. Не­кото­рые из них даль­ше пре­об­ра­зу­ют­ся в но­вые ре­шения. Глав­ная за­дача ме­тода – вый­ти за гра­ни при­выч­но­го мыш­ле­ния.

Ес­ли смот­реть всег­да в од­ну сто­рону, уви­деть ре­шение не­воз­можно.

За­чем ну­жен брей­нштор­минг? Струк­ту­риро­ван­ный и ут­верж­ден­ный про­цесс при­нятия ре­шений в ком­па­нии час­то иг­ра­ет злую шут­ку, ког­да но­вые идеи ав­то­мати­чес­ки за­гоня­ют­ся в ус­та­нов­ленные рам­ки и на вы­ходе мы име­ем ску­ку смерт­ную. Моз­го­вой штурм по­мога­ет сме­шать опыт раз­ных чле­нов ко­ман­ды и до­бавить кра­сок в про­цесс ге­нера­ции идей.

Моз­го­вой штурм бы­ва­ет груп­по­вым и ин­ди­виду­аль­ным. Пос­ледний час­то при­носит бо­лее ве­сомые ре­зуль­та­ты, по­тому что в груп­пах час­то на­руша­ют­ся пра­вила моз­го­вого штур­ма, а уеди­нен­ное раз­мышле­ние над проб­ле­мой по­мога­ет раз­вить идею в неч­то сто­ящее.

В оди­ночест­ве иног­да по­сеща­ют ге­ни­аль­ные мыс­ли.

Груп­па, в свою оче­редь, по­мога­ет чле­нам ко­ман­ды по­чувс­тво­вать се­бя при­част­ны­ми к про­цес­су при­нятия ре­шений, что в бу­дущем по­ложи­тель­но ска­зыва­ет­ся на ини­ци­атив­ности и твор­ческом по­тен­ци­але. Но что­бы этот инс­тру­мент сра­ботал, а ва­ше соб­ра­ние не прев­ра­тилось в ба­зар­ную пло­щадь, сле­ду­ет соб­лю­дать ряд прос­тых, но важ­ных пра­вил.

7 пра­вил моз­го­вого штур­ма

  1. Под­го­товь­тесь. Для на­чала соз­дай­те ком­форт­ную ат­мосфе­ру. Ес­ли пы­тать­ся ге­нери­ровать идею ве­ка в по­лутем­ном по­меще­нии, в ко­тором не хва­та­ет стуль­ев, а что­бы по­пить во­ды на­до спус­кать­ся на 3 эта­жа ни­же, ни к че­му ре­зуль­та­тив­но­му это не при­ведет.
  2. Оп­ре­дели­те сек­ре­таря, ко­торый бу­дет за­писы­вать идеи на дос­ке или флип-чар­те.
  3. Ес­ли кол­лектив не при­вык ра­ботать вмес­те, про­веди­те раз­минку, поз­на­комь­те всех друг с дру­гом и рас­то­пите лед. Поз­на­комь­те участ­ни­ков.
  4. Оп­ре­дели­те проб­ле­му. Да­же ес­ли вы ду­ма­ете, что все в кур­се, лиш­ний раз под­робно опи­шите за­дачу.
  5. Не под­го­няй­те и в са­мом на­чале дай­те вре­мя при­вес­ти мыс­ли в по­рядок и при­думать пер­вые идеи.
  6. По­ощ­ряй­те каж­до­го.
  7. Не со­бирай­те боль­ше 10 че­ловек за раз. Эф­фектив­ность круп­ных групп нам­но­го ни­же.

19 тех­ник для дей­стви­тель­но ге­ни­аль­ных ре­шений

Са­мая боль­шая ошиб­ка – лу­пить из пуш­ки по во­робь­ям. Для ре­шения лю­бой за­дачи су­щест­ву­ет мил­ли­ард пу­тей – пра­виль­ных и нет, ре­аль­ных и кос­ми­чес­ких, отк­ро­вен­но глу­пых и ге­ни­аль­ных. Ес­ли по­пытать­ся ох­ва­тить их все, вы ли­бо ли­шитесь рас­судка, ли­бо сос­коль­зне­те в про­торен­ную ко­лею – на­ибо­лее удоб­ный по­рядок мыс­лей, вы­рабо­тан­ный го­дами ра­боты в ва­шем биз­не­се. По лыж­не дви­гать­ся про­ще.

Что­бы это­го не слу­чилось, за­дай­те моз­го­вому штур­му цель – нап­равле­ние, в ко­тором сле­ду­ет раз­вернуть ору­дия:

1. Пу­тешест­вуй­те во вре­мени

Предс­тавь­те, что вам на­до ре­шить воз­никшую проб­ле­му 10, 100 или 1000 лет на­зад. Как бы вы вык­ру­тились в пе­ри­од свя­той инк­ви­зиции и что бы пред­ло­жили тог­да? Или на­обо­рот — предс­тавь­те, что вок­руг безг­ра­нич­ные воз­можнос­ти раз­ви­того со­об­щест­ва 2200-го го­да или пос­та­пока­лип­ти­чес­кая пус­тошь 2201-го.

2. Те­лепор­ти­руй­тесь

Поп­ро­буй­те взгля­нуть на проб­ле­му, ес­ли бы она нас­тигла вас в дру­гой стра­не, в сов­сем дру­гом кли­мате или прос­то на дру­гой пла­нете. Ка­кие бы ре­шения вы пред­ла­гали тог­да?

3. Ме­няй­тесь

Как бы вы поп­ро­бова­ли ре­шить пос­тавлен­ную за­дачу, ес­ли бы пос­та­рели на 10 лет или, к при­меру, наб­ра­ли сот­ню ки­лог­раммов ве­са. Мыс­ленно из­ме­ните в се­бе при­выч­ный па­раметр об­ра­за — на­ци­ональ­ность, часть внеш­ности, уро­вень здо­ровья, ра­су или сте­пень су­мас­шест­вия. Это отк­ро­ет но­вый спектр ре­шений, ко­торый скры­ва­ет от вас под­созна­ние.

4. При­меряй­те дру­гие ро­ли

Пос­тавь­те се­бя на мес­то ва­шей суп­ру­ги, от­ца, луч­ше­го дру­га или зак­ля­того вра­га. Что бы сде­лали они? Поп­ро­буй­те влезть в шку­ру зна­мени­тос­ти и по­думать моз­га­ми Эй­нштей­на, Тес­лы или Мик­ки Ма­уса. Еще ва­ри­ант — наг­ра­дите се­бя не­веро­ят­ны­ми су­перс­по­соб­ностя­ми — су­пер­менс­ким уме­ни­ем ле­тать, хал­ковс­ким же­лани­ем кру­шить или гос­ду­мовс­кой за­ботой о на­селе­нии. Как бы вы пос­ту­пили тог­да? Что бы на ва­шем мес­те сде­лал ба­нан?

5. За­пол­няй­те про­белы

У вас есть отп­рав­ная точ­ка — ус­ло­вия, при ко­торых вы ока­зались. И есть ко­неч­ный пункт наз­на­чения — цель, к ко­торой вы стре­митесь. По по­ряд­ку за­пол­няй­те про­белы меж­ду эти­ми по­няти­ями, мак­си­маль­но под­робно до­пол­няя ста­дии. К при­меру, ко­рот­кий путь от же­лания до пер­вой при­были мо­жет выг­ля­деть так: кре­дит в бан­ке > соз­да­ние сай­та > арен­да скла­да > пер­вая за­куп­ка > от­ра­бот­ка во­рон­ки про­даж > за­пуск рек­ла­мы > про­дажа > пов­торная про­дажа. На са­мом де­ле пунк­тов бу­дет нам­но­го боль­ше, по­тому что каж­дый ос­новной по­тянет за со­бой сот­ни до­пол­ни­тель­ных. Ва­ша цель — рас­пу­тать и учесть их все. Из это­го пунк­та вы­тека­ет сле­ду­ющий.

6. Сос­тавляй­те ум­ные кар­ты

Пле­тите их как па­ук па­ути­ну. Раз­ветв­ляй­те за­дачи нас­толь­ко, нас­коль­ко это ук­ла­дыва­ет­ся в по­нятие «умс­твен­ное здо­ровье». Рас­ще­пите за­дачу на мил­ли­он мел­ких ос­колков и для каж­до­го под­бе­рите ре­шение. При та­ком под­хо­де всплы­ва­ют лю­бые под­водные кам­ни. Чем под­робнее план, тем луч­ше.

7. Подс­мат­ри­вай­те

Но не у со­седа или кон­ку­рен­та. Смот­ри­те даль­ше – на дру­гие об­ласти. Най­ди­те по­хожую проб­ле­му за пре­дела­ми от­расли и пос­мотри­те, ка­кие ре­шения уже по­каза­ли класс­ный ре­зуль­тат. Что­бы бы­ло по­нят­нее. До­пус­тим, у вас есть груп­па ВКон­такте, где вы про­да­ете тя­желое стро­итель­ное обо­рудо­вание. И вы хо­тите прив­лечь в эту груп­пу под­писчи­ков. Все ва­ши кон­ку­рен­ты в та­ком слу­чае де­ла­ют серь­ез­ные пос­ты на сте­ну, по­купа­ют статьи. Вы же мо­жете пой­ти дру­гим пу­тем – наст­ро­ить тар­геттинг на ту же са­мую ауди­торию, но кон­тент пред­ло­жить разв­ле­катель­но­го пла­на – с шут­ка­ми и ме­мами про стро­ите­лей. Ко­неч­но, в этом конк­рет­ном слу­чае ка­чест­во под­пи­сав­шихся бу­дет раз­ным, но брей­нштор­минг в этом нап­равле­нии даст вам мно­го бо­лее удач­ных идей. Сос­тавь­те SWOT-таб­ли­цу.

8. По­меняй­тесь моз­га­ми

Ра­ботая в груп­пе, пред­ло­жите каж­до­му чле­ну ко­ман­ды на­писать свои идеи по воп­ро­су на бу­маге. Да­лее по­меняй­тесь ис­пи­сан­ны­ми лис­та­ми и поп­ро­буй­те дать боль­ше идей, опи­ра­ясь на ва­ри­ан­ты, пред­ло­жен­ные дру­гими людь­ми. От­личный спо­соб сло­мать ус­то­яв­ший­ся внут­ренний по­рядок мыш­ле­ния. Уз­най­те, о чем ду­ма­ют ос­таль­ные участ­ни­ки.

9. Вы­бирай­те луч­шие идеи

Этот спо­соб боль­ше ос­таль­ных по­хож на тра­дици­он­ный брей­нштор­минг. Пос­тавь­те ко­ман­де за­дачу «наб­ро­сать» мак­си­мум идей. Вы­бери­те луч­шие и на их ос­но­ве дай­те еще боль­ше по­хожих ре­шений. Про­дол­жай­те, по­ка не най­де­те иде­аль­ный вы­ход или по­ка убор­щи­ца не вы­гонит вас до­мой.

10. Осуж­дай­те

Нач­ни­те с са­мого на­чала – пос­тавь­те под сом­не­ние ту проб­ле­му, над ко­торой вы ре­шили по­ломать мозг.

11. Не ог­ра­ничи­вай­те се­бя в ре­сур­сах

Предс­тавь­те, что на вы­пол­не­ние за­дачи у вас есть ни­чем не­ог­ра­ничен­ные ре­сур­сы. Как бы вы дей­ство­вали, ес­ли бы по­лучи­ли бес­ко­неч­ный бюд­жет или сколь­ко угод­но вре­мени? Что, ес­ли в ва­ших ру­ках бес­ко­неч­ность?

12. Не ос­та­нав­ли­вай­тесь, по­ка не на­соби­ра­ете 101 идею

Или поп­ро­буй­те наб­рать 101 ре­шение за ука­зан­ный от­ре­зок вре­мени.

13. Ис­поль­зуй­те слу­чай­ный фак­тор

Вы­бери­те слу­чай­ное сло­во, изоб­ра­жение или па­раметр, ко­торое ста­нет ба­зой для всех пред­ло­жен­ных идей.

14. Ищи­те по­мощь

Поп­ро­буй­те предс­та­вить, ка­кие си­лы сей­час на­ходят­ся на ва­шей сто­роне, а ка­кие ме­ша­ют осу­щест­вле­нию про­ек­та. Ду­май­те не над ос­новной за­дачей, а над тем, как уси­лить по­ложи­тель­ные фак­то­ры и свес­ти к ми­ниму­му от­ри­цатель­ные.

15. Пре­уве­личи­вай­те

Что бу­дет, ес­ли ва­ша проб­ле­ма раз­ду­ет­ся в 10 раз? А что, ес­ли вы од­новре­мен­но столк­не­тесь с 10 по­доб­ны­ми за­дача­ми? Как вы ста­нете вык­ру­чивать­ся в та­кой си­ту­ации? И на­обо­рот – мож­но умень­шить цель брей­нштор­минга в 10 или 100 раз. Как ре­шить та­кую ерун­ду? Масш­та­бируй­те проб­ле­мы. Ког­да сов­сем ни­чего не ле­зет в го­лову (для экс­тре­малов от биз­не­са).

16. Зай­ми­тесь спор­том

Отп­рав­ляй­тесь на про­беж­ку, до­веди­те се­бя до из­не­може­ния, зас­тавь­те кровь цир­ку­лиро­вать по те­лу. Отв­ле­ките мозг на вы­пол­не­ние дру­гой ра­боты, ос­во­боди­те под­созна­ние.

17. Не спи­те

Сов­сем. Вплоть до гал­лю­цина­ций. А вдруг?

18. На­пей­тесь

Ес­ли пос­чи­тать, сколь­ко ге­ни­аль­ных пе­сен, филь­мов, кар­тин и ли­тера­тур­ных про­из­ве­дений бы­ло соз­да­но под вли­янием опь­яня­ющих ве­ществ, идея выг­ля­дит ра­бочей. Но я не ре­комен­дую, по­тому что в 99,9% слу­ча­ев ре­зуль­тат та­кого экс­пе­римен­та – толь­ко го­лов­ная боль. Пь­яный мас­тер сво­ему ушу не хо­зя­ин.

Ко­неч­но, ме­тоды не на­зовешь уни­вер­саль­ны­ми. Всю двад­цатку к од­но­му и то­му же про­ек­ту не при­менишь, но это и не тре­бу­ет­ся. Дос­та­точ­но иметь на во­ору­жении нес­коль­ко дей­ствен­ных тех­ник.

10 оши­бок, ко­торые вы час­то не за­меча­ете на сво­их штур­мах

  1. У вас нет те­мы и нап­равле­ния для штур­ма. Огуль­ное тре­бова­ние «Да­вай­те, наб­ра­сывай­те идеи» – са­мый боль­шой иди­отизм на та­ких соб­ра­ни­ях.
  2. У участ­ни­ков нет мо­тива­ции при­думы­вать что-то из ря­да вон.
  3. Ко­ман­да не об­ла­да­ет дос­та­точ­ной под­го­тов­кой для ре­шения обоз­на­чен­ных за­дач.
  4. В ко­ман­де соб­ра­ны кло­ны друг дру­га. Ка­кой смысл ис­кать идею сре­ди 10 прог­раммис­тов, ко­торые ра­бота­ют поч­ти под ко­пир­ку? Приг­ла­сите на соб­ра­ние мар­ке­толо­га или ди­зай­не­ра – тог­да, воз­можно, бу­дет не­ожи­дан­ный ре­зуль­тат.
  5. Упер­тость в вы­боре ус­та­рев­ших идей, ко­торые ког­да-то сра­бота­ли. Убий­ство нес­тандарт­ных ре­шений пря­мо во вре­мя ра­боты.
  6. Тер­пи­мость к чу­жому мне­нию – это важ­но.
  7. Ги­пер­серь­ез­ность.
  8. Час­тые пре­рыва­ния на ко­фе и по­курить.
  9. Преж­девре­мен­ный фи­нал. В смыс­ле при­нятия ре­шения.
  10. В ко­ман­де соб­ра­ны кон­ку­риру­ющие звенья ком­па­нии, ког­да ре­шения од­них мо­гут ус­ложнить жизнь ос­таль­ным.
  11. Ра­бота из-под кну­та и от­сутс­твие вре­мени спо­кой­но по­думать.

Как выб­рать ту са­мую идею?

Пос­ле моз­го­вого штур­ма ос­та­ет­ся тон­на идей, ко­торые на­до упо­рядо­чить и от­сорти­ровать. Ес­ли ре­али­зовать план яв­но слож­но – вы­чер­ки­ва­ем, ес­ли у вас не хва­та­ет ре­сур­сов (и нет ре­аль­ных ис­точни­ков) – вы­чер­ки­ва­ем, ес­ли ни­кому не ин­те­рес­но – вы­чер­ки­ва­ем. Мож­но за­дать се­бе ряд воп­ро­сов:

  1. Как быст­ро это мож­но осу­щест­вить?
  2. Нас­коль­ко ве­лика от­да­ча?
  3. Прос­то ли это сде­лать?
  4. Де­шево ли?
  5. Рис­ко­ван­но?
  6. Что вам подс­ка­зыва­ет пя­тая точ­ка… шес­тое чувс­тво?

Что­бы су­зить круг «по­доз­ре­ва­емых», мож­но поп­ро­сить каж­до­го участ­ни­ка выб­рать ТОП‑5 идей. Важ­но, что­бы спис­ки бы­ли ано­ним­ны­ми – на этой ста­дии груп­по­вое мыш­ле­ние толь­ко нав­ре­дит.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Метод Фейнмана

от
5 мин.

до
10 мин.
3
0
Мини-лекция

Стили управления

от
20 мин.

до
25 мин.
2
0
только для
участников
Упражнение-разминка

Офисные истории

от
10 мин.

до
20 мин.
от
7
до
15
45 рублей
1
0

Комментарии