Для связи с администрацией:    форма ,   телефон +7 499 342-06-37,   email a@uprazhnenie-igra.ru,   мессенджер telegram
Самостоятельный тренинг самооценки и самопринятия
Выбрано 0 позиций
стоимостью 0 рублей
Автор: Владимир Пащенко
Последнее изменение: 26 декабря 2022
Комментарии: 0
Добавили в Избранное: 5

Мини-лекция «10 приемов для публичного выступления»

Мини-лекция «10 приемов для публичного выступления» Цели: знакомство с основными приемами публичных выступлений. Время: от 10 минут до 15 минут. Число участников: любое. Для тренингов: ораторские тренинги

Для тренингов:

Вид:

Число участников:

любое
 

Оптимальное время:

от 10 минут до 15 минут

Теги:

#пуб­личные выс­тупле­ния #ора­торс­кое мас­терс­тво #при­ёмы

Цели:

зна­комс­тво с ос­новны­ми при­ема­ми пуб­личных выс­тупле­ний.

Программы и сценарии тренингов и игр:

возможно вам пригодится прог­рамма тре­нин­га «Пе­рего­воры».

Требуемый реквизит:

рек­ви­зит не тре­бу­ет­ся.

Описание:

Ос­во­ив нес­коль­ко прос­тых пра­вил пуб­личных выс­тупле­ний, чи­татель об­ре­тет уве­рен­ность и на­учит­ся лег­ко справ­лять­ся с вол­не­ни­ем на пуб­ли­ке. Бе­зус­ловно, су­щест­ву­ет мно­жест­во боль­ших и ма­лень­ких хит­ростей про­фес­си­ональ­но­го выс­ту­па­юще­го, в дан­ной статье расс­мат­ри­ва­ют­ся лишь 10 ос­новных, но очень важ­ных пра­вил.

Инструкция:

1. Па­уза

С че­го долж­но на­чинать­ся лю­бое ус­пешное выс­тупле­ние? От­вет прост: с па­узы. Не­важ­но, ка­кая у вас речь: под­робное выс­тупле­ние на нес­коль­ко ми­нут или ко­рот­кое предс­тав­ле­ние сле­ду­юще­го док­ладчи­ка — вы долж­ны до­бить­ся ти­шины в за­ле. Вый­дя на три­буну, ос­мотри­те ауди­торию и за­фик­си­руй­те взгляд на од­ном из слу­шате­лей. За­тем мыс­ленно про­из­не­сите про се­бя пер­вое пред­ло­жение и уже пос­ле вы­рази­тель­ной па­узы на­чинай­те го­ворить.

2. Пер­вая фра­за

Все ус­пешные ора­торы при­да­ют боль­шое зна­чение пер­вой фра­зе выс­тупле­ния. Она долж­на быть мощ­ной и обя­затель­но вы­зывать по­ложи­тель­ный отк­лик у ауди­тории.

Пер­вая фра­за — это, вы­ража­ясь тер­ми­ноло­ги­ей те­леви­зи­он­щи­ков, «прайм-тайм» ва­шего выс­тупле­ния. В этот мо­мент ауди­тория мак­си­маль­на по чис­леннос­ти: каж­дый че­ловек в за­ле хо­чет пос­мотреть на вас и уз­нать, что вы за пти­ца. Уже че­рез нес­коль­ко се­кунд мо­жет на­чать­ся от­сев слу­шате­лей: кто-то про­дол­жит бе­седу с со­седом, кто-то утк­нёт­ся в те­лефон, а кто-то и вов­се зас­нёт. Од­на­ко пер­вую фра­зу бу­дут слу­шать все без иск­лю­чения.

3. Яр­кое на­чало

Ес­ли у вас нет в за­пасе яр­ко­го под­хо­дяще­го афо­риз­ма, спо­соб­но­го при­ковать все­об­щее вни­мание, нач­ни­те с ис­то­рии из сво­ей жиз­ни. Ес­ли у вас есть важ­ный факт или но­вость, не­из­вест­ная слу­шате­лям, нач­ни­те сра­зу с неё («Вче­ра в 10 ча­сов ут­ра…»). Что­бы ауди­тория восп­ри­нима­ла вас как ли­дера, нуж­но сра­зу брать бы­ка за ро­га: вы­бирать силь­ное на­чало.

4. Глав­ная мысль

Ещё до то­го, как вы ся­дете пи­сать свою речь, вы долж­ны оп­ре­делить её глав­ную мысль. Этот клю­чевой мо­мент, ко­торый вы хо­тите до­нес­ти до ауди­тории, дол­жен быть сжа­тым, ём­ким, «по­мещать­ся в спи­чеч­ный ко­робок».

Ос­та­нови­тесь, пос­мотри­те и сос­тавь­те план: в пер­вую оче­редь вы­дели­те клю­чевые мыс­ли, а за­тем уже мо­жете до­пол­нить и по­яс­нить их при­мера­ми из жиз­ни или ци­тата­ми.

Как го­ворил Чер­чилль, хо­рошая речь по­доб­на сим­фо­нии: она мо­жет быть ис­полне­на в трёх раз­ных тем­пах, но в ней долж­на сох­ра­нять­ся ос­новная ме­лодия.

5. Ци­таты

Есть нес­коль­ко пра­вил, соб­лю­дение ко­торых при­даст си­лу ци­тиро­ванию. Во-пер­вых, ци­тата долж­на быть вам близ­ка. Ни­ког­да не при­води­те выс­ка­зыва­ния ав­то­ра, ко­торый вам нез­на­ком, не­ин­те­ресен, ко­торо­го вам неп­ри­ят­но ци­тиро­вать. Во-вто­рых, имя ав­то­ра долж­но быть из­вест­но слу­шате­лям, а са­ма ци­тата долж­на быть ко­рот­кой.

Вы так­же долж­ны на­учить­ся соз­да­вать обс­та­нов­ку для ци­тиро­вания. Мно­гие ус­пешные ора­торы поль­зу­ют­ся по­доб­ны­ми при­ёма­ми: пе­ред ци­тиро­вани­ем они де­ла­ют па­узу и на­дева­ют оч­ки ли­бо же с серь­ёз­ным ви­дом за­читы­ва­ют ци­тату с кар­точки или, нап­ри­мер, га­зет­но­го лис­та.

Ес­ли вы хо­тите про­из­вести осо­бое впе­чат­ле­ние ци­татой, вы­пиши­те её на ма­лень­кую кар­точку, дос­тань­те во вре­мя выс­тупле­ния из бу­маж­ни­ка и за­читай­те выс­ка­зыва­ние.

6. Ост­ро­умие

На­вер­ня­ка вам мно­го раз со­вето­вали раз­ба­вить выс­тупле­ние шут­кой или анек­до­том. В этом со­вете есть до­ля прав­ды, од­на­ко не сто­ит за­бывать, что шут­ка ра­ди шут­ки толь­ко ос­корб­ля­ет слу­шате­ля.

Не нуж­но на­чинать своё выс­тупле­ние с не име­юще­го от­но­шения к си­ту­ации анек­до­та («Ка­жет­ся, при­нято на­чинать речь с анек­до­та, так вот. При­ходит как-то му­жик к пси­хи­ат­ру…»). Луч­ше не­замет­но пе­рей­ти к сво­ей за­бав­ной ис­то­рии в се­реди­не ре­чи, что­бы раз­ря­дить обс­та­нов­ку.

Ав­тор кни­ги со­вету­ет для про­вер­ки анек­до­та или ост­ро­ты ис­поль­зо­вать пра­вило трёх Р: шут­ка долж­на быть ре­алис­тичной, ре­левант­ной и расс­ка­зан­ной (а не про­читан­ной).

7. Чте­ние

Чте­ние ре­чи с лис­та с опу­щен­ны­ми вниз гла­зами, мяг­ко го­воря, не вы­зыва­ет вос­торга у ауди­тории. Как же тог­да пос­ту­пать? Не­уже­ли не­об­хо­димо за­учи­вать по­луча­совое длин­ное выс­тупле­ние? Вов­се нет. Нуж­но на­учить­ся пра­виль­но чи­тать.

Пер­вое пра­вило проч­те­ния ре­чи: ни­ког­да не про­из­но­сите сло­ва, ес­ли ва­ши гла­за смот­рят на бу­магу.

Ис­поль­зуй­те тех­ни­ку СОС: смот­реть — ос­та­новить­ся — ска­зать.

Для тре­ниров­ки возь­ми­те лю­бой текст. Опус­ти­те гла­за и мыс­ленно сфо­тог­ра­фируй­те нес­коль­ко слов. За­тем под­ни­мите го­лову и ос­та­нови­тесь. За­тем, гля­дя на лю­бой пред­мет в дру­гом кон­це ком­на­ты, расс­ка­жите то, что за­пом­ни­ли. И так да­лее: смот­ри­те в текст, ос­та­нав­ли­вай­тесь, го­вори­те.

8. При­ёмы ора­тора

Из­вест­но, что Чер­чилль фик­си­ровал свои выс­тупле­ния по­доб­но сти­хам, раз­де­ляя их на от­дель­ные фра­зы и за­писы­вая каж­дую в от­дель­ную стро­ку. Что­бы речь заз­ву­чала ещё бо­лее убе­дитель­но, вос­поль­зуй­тесь этим при­ёмом.

Ис­поль­зуй­те риф­мы и внут­ренние соз­ву­чие во фра­зе, что­бы при­дать зву­чанию сво­ей ре­чи по­эти­чес­кую си­лу воз­дей­ствия (нап­ри­мер, фра­за Чер­чилля «Мы долж­ны сле­довать прин­ци­пам гу­манИЗ­МА, а не бю­рок­ра­тИЗ­МА»).

При­думать риф­мы очень прос­то, дос­та­точ­но за­пом­нить са­мые расп­рос­тра­нён­ные из них: ‑на (вой­на, ти­шина, нуж­на), ‑та (тем­но­та, пус­то­та, меч­та), ‑ч (меч, речь, течь, встреч), ‑озы / осы (ро­зы, уг­ро­зы, слё­зы, воп­ро­сы), ‑ание, ‑да, ‑он, ‑ция, ‑изм и так да­лее. По­уп­ражняй­тесь с эти­ми прос­тей­ши­ми риф­ма­ми, сос­тавляя звуч­ные фра­зы.

Но пом­ни­те: риф­мо­ван­ная фра­за долж­на быть од­ной на всю речь, не нуж­но прев­ра­щать своё выс­тупле­ние в по­эму.

А что­бы риф­ма не про­пала зря, вы­рази­те в этой фра­зе клю­чевую мысль ре­чи.

9. Воп­ро­сы и па­узы

Мно­гие ора­торы ис­поль­зу­ют для ус­та­нов­ле­ния кон­такта с пуб­ли­кой воп­ро­сы. Не за­бывай­те об од­ном пра­виле: ни­ког­да не за­давай­те воп­рос, ес­ли не зна­ете от­вет на не­го. Толь­ко предс­ка­зав ре­ак­цию пуб­ли­ки, вы смо­жете под­го­товить­ся и изв­лечь из воп­ро­са мак­си­маль­ную поль­зу.

10. Фи­нал

Да­же ес­ли ва­ша речь бы­ла не­выра­зитель­ной, всё мо­жет исп­ра­вить удач­ная кон­цовка. Что­бы про­из­вести впе­чат­ле­ние в фи­нале, наст­рой­тесь, при­зови­те на по­мощь свои эмо­ции: гор­дость, на­деж­ду, лю­бовь и дру­гие. Пос­та­рай­тесь пе­редать эти чувс­тва слу­шате­лям так, как это уда­валось ве­ликим ора­торам прош­ло­го.

Ни в ко­ем слу­чае не за­кан­чи­вай­те свою речь на ми­нор­ной но­те, этим вы прос­то унич­то­жа­ете свою карь­еру. Ис­поль­зуй­те ду­хоподъ­ём­ные ци­таты, сти­хи или шут­ки.

И, на­конец, пос­ледний со­вет ав­то­ра: удив­ляй­те слу­шате­лей, зас­та­вай­те их врасп­лох! Имен­но так пос­ту­пали все ве­ликие ора­торы. Не будь­те предс­ка­зу­емы и про­за­ич­ны, не ста­нови­тесь ра­бами лю­без­ностей. Будь­те не та­кими, как все.

Вопросы для обсуждения:

  • Выс­ту­пали ли вы на пуб­ли­ке; как все прош­ло?
  • Как вы пе­реба­рыва­ете страх пе­ред выс­тупле­ни­ем?
  • Что важ­но де­лать во вре­мя выс­тупле­ния?
  • Че­го де­лать не нуж­но, выс­ту­пая пе­ред ауди­тори­ей?
  • Мо­жет ли при­годить­ся в жиз­ни уме­ние выс­ту­пать на пуб­ли­ке?

Контекст:

Оз­на­комь­тесь с на­шими уп­ражне­ни­ями Пе­рес­каз, Предс­тавь ме­ня и Ско­рого­вор­ки. Так­же, мож­но ис­поль­зо­вать ми­ни-лек­цию Как по­бороть вол­не­ние пе­ред пуб­личным выс­тупле­ни­ем.

Для тренеров:

Для раз­ме­ще­ния сво­их ма­те­ри­а­лов, вклю­чая плат­ные, на­пи­ши­те нам че­рез фор­му или на ад­рес a@uprazhnenie-igra.ru. Под­пи­сы­вай­тесь на на­ши груп­пы в со­ци­аль­ных се­тях ВК, Telegram и YouTube, что­бы пер­вы­ми по­лу­чать все но­вые ма­те­ри­а­лы.

Также рекомендуем ознакомиться:

Мини-лекция

Как побороть волнение перед...

от
10 мин.

до
15 мин.
2
0
Упражнение на навыки

Продай мне воздух

40 минут
от
6
до
12
3
0
только для
участников
Упражнение-разминка

Скороговорки

15 минут
от
5
до
20
45 рублей
0
0

Комментарии