Мини-лекция “Рефрейминг в примерах: как во всем находить хорошее”

мини-лекция Рефрейминг в примерах для тренинга

  • Тренинги: эмо­ци­о­наль­ные тре­нин­ги.
  • Вид упраж­не­ния: ми­ни-лек­ции.
     
  • Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое.
  • Оптимальное вре­мя: 15–20 ми­нут.
     
  • Цель: ак­ту­а­ли­за­ция на­вы­ка по­зи­тив­но­го мыш­ле­ния.
     
  • Описание: Многие из нас яв­ля­ют­ся за­лож­ни­ка­ми опре­де­лен­ных сте­рео­ти­пов, ко­то­рые ча­сто ме­ша­ют в ра­бо­те и даль­ней­шем раз­ви­тии. Например, мы рас­смат­ри­ва­ем до­пол­ни­тель­ную на­груз­ку как со­кра­ще­ние сво­бод­но­го вре­ме­ни; слож­ное обу­че­ние — как чрез­мер­ные уси­лия, бла­го­да­ря ко­то­рым мож­но бы­ло бы боль­ше за­ра­бо­тать сей­час; слож­но­го кли­ен­та или про­сто че­ло­ве­ка в об­ще­нии — как оче­ред­ную нер­во­треп­ку. На са­мом де­ле на все это мож­но и нуж­но смот­реть по-дру­го­му.
     

    Давайте вспом­ним два по­ня­тия — “раз­вед­чик” и “шпи­он”. Со сло­вом “раз­вед­чик” сра­зу ас­со­ци­и­ру­ют­ся сло­ва “по­двиг”, “доб­лест­ный”, “сме­лый” — в об­щем, наш. А “шпи­он” — под­лый, гнус­ный, хит­рый, вы­ню­хи­ва­ю­щий враг. Если же мы об­ра­тим­ся к тол­ко­во­му сло­ва­рю, то уви­дим, что оба они за­ни­ма­ют­ся сбо­ром ин­фор­ма­ции, ча­сто де­лая это в ты­лу вра­га. Так в чем же раз­ни­ца? В вос­при­я­тии.

    Рефрейминг — это спе­ци­аль­ный при­ем, ко­то­рый поз­во­ля­ет из­ме­нить точ­ку зре­ния че­ло­ве­ка на иную, по­рой да­же про­ти­во­по­лож­ную. Он про­ис­хо­дит от сло­ва frame — рам­ка (ре­ф­рей­минг — из­ме­не­ние рам­ки вос­при­я­тия). Этот при­ем су­ще­ству­ет в пси­хо­ло­гии и пси­хо­кор­рек­ции.

    Важно от­ме­тить, что ре­ф­рей­минг не под­ра­зу­ме­ва­ет об­ма­на и аб­сур­да: он дол­жен осу­ществ­лять­ся толь­ко в рам­ках со­блю­де­ния ис­ти­ны и адек­ват­но­сти кар­ти­ны ми­ра че­ло­ве­ка. Практически ре­ф­рей­минг мо­жет осу­ществ­лять­ся несколь­ки­ми спо­со­ба­ми:

    1. Найти в си­ту­а­ции дру­гую сто­ро­ну, бо­лее по­зи­тив­ную. Например, про­хо­дя тре­нинг в те дни, ко­гда мож­но бы­ло про­да­вать и за­ра­ба­ты­вать, лю­ди ду­ма­ют: “Вместо то­го, что­бы за­ра­ба­ты­вать день­ги, мы сей­час тра­тим вре­мя на обу­че­ние”. Рефрейминг: “То, че­му мы на­учим­ся, поз­во­лит нам в даль­ней­шем боль­ше за­ра­ба­ты­вать”. Другой при­мер: “Сейчас мы внед­ря­ем но­вые тех­но­ло­гии, и это тре­бу­ет мно­го вре­ме­ни”. Рефрейминг: “Мы сей­час обес­пе­чи­ва­ем се­бе боль­шой вре­мен­ной вы­иг­рыш на бу­ду­щее”.
    2. Отметив нега­тив, мы по­ка­зы­ва­ем вы­го­ду, ис­поль­зуя со­юз “за­то”. Совершил ошиб­ку — за­то те­перь точ­но зна­ешь, че­го не сто­ит де­лать в бу­ду­щем. Действительно, сей­час очень на­пря­жен­ная ра­бо­та — за­то она поз­во­лит вы­пол­нить план. Неприятный в об­ще­нии че­ло­век — за­то ум­ный; у него мно­го­му мож­но на­учить­ся.
    3. Постановка в вы­год­ный и пра­виль­ный в дан­ной си­ту­а­ции ряд срав­не­ния. Действительно, мно­го ра­бо­ты, но у Васи ра­бо­ты еще боль­ше. Да, тра­тишь мно­го вре­ме­ни на это за­да­ние, но вспом­ни — два ме­ся­ца на­зад вре­ме­ни ухо­ди­ло в пол­то­ра ра­за боль­ше, чем сей­час.
       

    Рефрейминг хо­ро­шо по­мо­га­ет и в лич­ной жиз­ни. Например, ко­гда ваш ре­бе­нок вме­сте со все­ми про­гу­лял урок, мож­но уви­деть в этом толь­ко ха­лат­ное от­но­ше­ние к уче­бе, а мож­но еще и чув­ство кол­лек­ти­виз­ма, и го­тов­ность к рис­кам.

    Мы не при­зы­ва­ем к ла­ки­ров­ке дей­стви­тель­но­сти, а к то­му, что­бы ви­деть са­мим и по­ка­зы­вать дру­гим си­ту­а­цию со всех сто­рон. В первую оче­редь сле­ду­ет ру­ко­вод­ство­вать­ся та­ким те­зи­сом: “Там, где од­ни ви­дят про­бле­мы, дру­гие на­хо­дят воз­мож­но­сти”. Приведем несколь­ко при­ме­ров:

    • Потенциальный кли­ент ра­бо­та­ет с кон­ку­рен­та­ми. Можно рас­су­дить, что он бес­пер­спек­ти­вен, а мож­но ска­зать, что у него уже сфор­ми­ро­ва­на по­треб­ность, так что оста­ет­ся толь­ко убе­дить ра­бо­тать с на­ми.
    • В кол­лек­ти­ве по­явил­ся нефор­маль­ный ли­дер. Можно уви­деть в нем сво­е­го по­тен­ци­аль­но­го по­мощ­ни­ка и сде­лать все, что­бы он им стал, а мож­но от­но­сить­ся к нему как к кон­ку­рен­ту, усу­губ­ляя кон­фликт.
    • Присутствуя на неудач­ном со­ве­ща­нии или пре­зен­та­ции мож­но вос­при­ни­мать про­ис­хо­дя­щее как урок — опре­де­лять, что не на­до де­лать, фик­си­ро­вать ошиб­ки и брать на во­ору­же­ние. А мож­но про­сто со­жа­леть о на­прас­но по­тра­чен­ном вре­ме­ни.
       

    Таким об­ра­зом, один в си­ту­а­ции уви­дит толь­ко про­бле­му, а дру­гой — еще и воз­мож­ность.

    Рефрейминг: прак­ти­кум

    Как и мно­гие ком­му­ни­ка­тив­ные тех­ни­ки, ре­ф­рей­минг тре­бу­ет в первую оче­редь тре­ни­ро­вок. Поэтому да­лее пред­ла­га­ем вам про­ве­сти ре­ф­рей­минг си­ту­а­ций мак­си­маль­ным ко­ли­че­ством спо­со­бов. Постарайтесь дать мак­си­маль­ное ко­ли­че­ство ва­ри­ан­тов ре­ф­рей­мин­га.

    1. Рутинная ра­бо­та (ана­ли­ти­че­ская, тре­бу­ю­щая вни­ма­ния к де­та­лям и т.п.) для твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го по­лет мыс­ли.
    2. Руководитель рас­суж­да­ет по прин­ци­пу: “Проще сде­лать са­мо­му, чем на­учить со­труд­ни­ка”.
    3. Большая на­груз­ка.
    4. Трудный кли­ент в про­да­жах.
    5. Необходимость ча­стых ко­ман­ди­ро­вок.
    6. Необходимость вы­сту­пать пуб­лич­но.
    7. Много неопыт­ных кол­лег, но­вич­ков, ко­то­рые ча­сто от­вле­ка­ют во­про­са­ми; на них при­хо­дит­ся тра­тить вре­мя, хо­тя они и не яв­ля­ют­ся под­чи­нен­ны­ми.
    8. Работа сре­ди лю­дей, боль­шин­ство из ко­то­рых зна­чи­тель­но опыт­нее, ком­пе­тент­нее.
    9. Нет ка­рьер­но­го ро­ста.
    10. Частые из­ме­не­ния.
    11. Частые со­ве­ща­ния.
    12. Хороший ра­бот­ник, но непро­стой в об­ще­нии че­ло­век (а хо­те­лось бы имен­но при­ят­но­го в об­ще­нии).
       

    Варианты ре­ф­рей­мин­га:

    1. Рутинная ра­бо­та (ана­ли­ти­че­ская, тре­бу­ю­щая вни­ма­ния к де­та­лям и т. п.) для твор­че­ско­го че­ло­ве­ка, лю­бя­ще­го по­лет мыс­ли:
      • Настоящий про­фес­си­о­нал мо­жет все, а не толь­ко то, что нра­вит­ся.
      • Универсальность — за­лог ка­рьер­но­го ро­ста (или дру­го­го в со­от­вет­ствии с кар­той мо­ти­ва­то­ров со­труд­ни­ка).
      • Можно най­ти кре­а­тив и в ру­тин­ной ра­бо­те (по­ка­зать кон­крет­но). Вызов са­мо­му се­бе: сла­бо ли мне?
         
    2. Руководитель рас­суж­да­ет по прин­ци­пу: “Проще сде­лать са­мо­му, чем на­учить со­труд­ни­ка”:
      • Задача ру­ко­во­ди­те­ля — до­бить­ся це­лей биз­не­са, ис­поль­зуя ре­сур­сы дру­гих лю­дей, а не соб­ствен­ные.
      • Инвестиция вре­ме­ни: на­учив сей­час, эко­но­мишь свое вре­мя в бу­ду­щем (ес­ли за­да­ча по­вто­ря­ю­ща­я­ся).
      • Наставничество по­вы­ша­ет ваш ав­то­ри­тет в гла­зах под­чи­нен­ных.
      • Научив под­чи­нен­но­го, мож­но боль­ше вни­ма­ния уде­лять той ра­бо­те, ко­то­рая вам боль­ше нра­вит­ся.
      • Многих лю­дей мо­ти­ви­ру­ет до­ве­рие со сто­ро­ны ру­ко­во­ди­те­ля, так что это по­вы­ша­ет их ло­яль­ность.
         
    3. Большая на­груз­ка:
      • Чем боль­ше за­нят, тем боль­ше успе­ва­ешь.
      • Учишься луч­ше це­нить от­дых.
      • Учишься луч­ше пла­ни­ро­вать свое вре­мя.
      • Если та­кая за­груз­ка — яв­ле­ние вре­мен­ное, то мож­но ду­мать о том, что ско­ро за счет боль­шой ра­бо­ты сей­час бу­дет лег­че.
      • Больше за­груз­ка — боль­ше за­ра­бо­ток.
      • Больше на­груз­ка — боль­ше тре­ни­ров­ка, эф­фек­тив­нее по­вы­ша­ет­ся про­фес­си­о­наль­ный уро­вень.
      • Можно срав­нить с кем-то, у ко­го за­груз­ка боль­ше.
         
    4. Трудный кли­ент в про­да­жах:
      • Тренинг про­фес­си­о­на­лиз­ма, кон­крет­ных на­вы­ков.
      • Трудные кли­ен­ты ча­сто по­том ста­но­вят­ся бо­лее ло­яль­ны­ми, чем те, кто из­на­чаль­но был в по­зи­ти­ве.
      • Урок на бу­ду­щее.
      • Воспитание тер­пи­мо­сти — при­го­дит­ся в жиз­ни.
      • Конкретный ва­ри­ант с “за­то”: на­при­мер, за­то де­неж­ный, за­то ред­ко при­хо­дит­ся с ним об­щать­ся.
      • На са­мом де­ле их не так и мно­го.
      • Можно по­жа­леть, по­то­му что труд­ные лю­ди — как пра­ви­ло, лю­ди с ком­плек­са­ми или се­рьез­ны­ми про­бле­ма­ми.
      • Можно най­ти что-то за­бав­ное в си­ту­а­ции.
      • Есть чем по­хва­стать­ся пе­ред кол­ле­га­ми.
      • Трудных кли­ен­тов обыч­но до­ве­ря­ют толь­ко опыт­ным — зна­чит вас це­нят.
      • Завоевав” труд­но­го кли­ен­та, вы за­во­ю­е­те ав­то­ри­тет и ува­же­ние ру­ко­вод­ства.
         
    5. Необходимость ча­стых ко­ман­ди­ро­вок:
      • Путешествия.
      • Разнообразие.
      • Больше воз­мож­но­стей за­ра­бот­ка.
      • В до­ро­ге мож­но сде­лать мно­гое, на что вре­ме­ни обыч­но не хва­та­ет (на­при­мер, по­чи­тать, по­смот­реть филь­мы или се­ри­а­лы и т.д.)
      • Много зна­комств.
      • Веселое вре­мя­про­вож­де­ние с кли­ен­та­ми.
      • Возможность устро­ить лич­ную жизнь.
      • Отдохнуть от “до­маш­них обя­зан­но­стей”.
      • Не за­ни­мать­ся хо­зяй­ством.
         
    6. Необходимость вы­сту­пать пуб­лич­но:
      • Всегда по­на­до­бит­ся в слу­чае ка­рьер­но­го ро­ста.
      • Легко по­ка­зать се­бя с луч­шей сто­ро­ны боль­шо­му ко­ли­че­ству лю­дей.
      • Приятно, ко­гда те­бя це­нят — ведь пуб­лич­ные вы­ступ­ле­ния не всем до­ве­рят.
      • Как пра­ви­ло, лю­ди стре­мят­ся по­лу­чить от пре­зен­та­ции поль­зу, ина­че их вре­мя бу­дет по­те­ря­но зря. Поэтому ду­май­те о том, что они то­же за­ин­те­ре­со­ва­ны в том, что­бы вы­ступ­ле­ние про­шло хо­ро­шо.
         
    7. Много неопыт­ных кол­лег, но­вич­ков, ко­то­рые ча­сто от­вле­ка­ют во­про­са­ми, на них при­хо­дит­ся тра­тить вре­мя, хо­тя они и не яв­ля­ют­ся под­чи­нен­ны­ми:
      • Это пре­крас­ный опыт для бу­ду­ще­го ру­ко­во­ди­те­ля.
      • Это пре­крас­ный опыт для на­сто­я­ще­го или бу­ду­ще­го ро­ди­те­ля (де­тей на­до все­му на­учить и по­сто­ян­но от­ве­чать на во­про­сы).
      • Раз об­ра­ща­ют­ся, зна­чит, це­нят и ува­жа­ют.
      • Руководитель бу­дет вам бла­го­да­рен за то, что вы вы­пол­ня­е­те часть его ра­бо­ты.
      • Собственный PR — та­кие мо­мен­ты очень ча­сто оце­ни­ва­ют­ся при ре­ше­ни­ях о про­дви­же­нии или вклю­че­нии в кад­ро­вый ре­зерв.
         
    8. Работа сре­ди лю­дей, боль­шин­ство из ко­то­рых зна­чи­тель­но опыт­нее, ком­пе­тент­нее:
      • Есть у ко­го учить­ся.
      • Бесплатный тре­нинг.
      • Возможность про­де­мон­стри­ро­вать вы­со­кий уро­вень обу­ча­е­мо­сти. Тренировка в бо­лее силь­ной ко­ман­де все­гда да­ет боль­ше.
      • Вызов са­мо­му се­бе: смо­гу ли я?
         
    9. Нет ка­рьер­но­го ро­ста:
      • Меньше долж­ность — мень­ше от­вет­ствен­ность.
      • Руководителю при­хо­дит­ся за­ви­сеть от дру­гих, в то вре­мя как вы са­ми се­бе го­ло­ва.
      • Руководителю ча­сто при­хо­дит­ся боль­ше ра­бо­тать. Руководитель — бу­фер меж­ду под­чи­нен­ны­ми и выс­шим ру­ко­вод­ством.
      • Руководителям все­гда при­хо­дит­ся раз­би­рать все са­мые слож­ные кон­флик­ты и про­бле­мы.
      • Руководителю при­хо­дит­ся де­лать го­раз­до боль­ше от­че­тов, пла­нов и т.п.
         
    10. Частые из­ме­не­ния:
      • Формируют гиб­кость и кре­а­тив­ность.
      • Работа ни­ко­гда не на­до­ест.
      • При из­ме­не­ни­ях лег­че про­явить се­бя.
      • При из­ме­не­ни­ях лег­че все­го про­де­мон­стри­ро­вать ло­яль­ность. Изменения мо­гут да­вать до­пол­ни­тель­ные вы­го­ды и воз­мож­но­сти. Карьера ча­сто де­ла­ет­ся имен­но в си­ту­а­ци­ях из­ме­не­ний.
         
    11. Частые со­ве­ща­ния:
      • Зато в ра­бо­чее вре­мя.
      • Можно про­явить се­бя.
      • В об­суж­де­нии лег­че от­шли­фо­вать идеи.
      • Тренируются на­вы­ки убеж­де­ния, вли­я­ния, управ­ле­ния груп­по­вой ди­на­ми­кой.
      • Снижаются рис­ки при­ня­тия ре­ше­ний.
      • Ответственность уже не толь­ко твоя пер­со­наль­ная, но и дру­гих участ­ни­ков со­ве­ща­ния.
      • Знаешь пла­ны ру­ко­вод­ства.
         
    12. Требовательный ру­ко­во­ди­тель:
      • Скорее на­учишь­ся.
      • Точно бу­дешь знать, что де­лать.
      • Точно бу­дешь уве­рен, что по­хва­ла дей­стви­тель­но за­слу­же­на. Требует не толь­ко с вас, так что оби­жать­ся не на что.
      • Зато все по­нят­но и чет­ко.
      • Зато ре­зуль­та­ты хо­ро­шие.
         
  • Обсуждение:
    • Какое мыш­ле­ние (позитивное/негативное) при­су­ще окру­жа­ю­щим Вас, близ­ким лю­дям?
    • Какое мыш­ле­ние (позитивное/негативное) при­су­ще Вам лич­но?
    • Считаете ли Вы по­лез­ным на­вык во всем на­хо­дить хо­ро­шее? Почему?
       
  • Рекомендации: те­ма раз­ви­тия по­зи­тив­но­го мыш­ле­ния уже про­шла свой пик по­пу­ляр­но­сти и ино­гда мож­но встре­тить­ся с мне­ни­ем, что эмо­цию, да­же ес­ли она нега­тив­ная, необ­хо­ди­мо вы­ра­жать. С этим слож­но по­спо­рить, но тут не об этом. Позитивное мыш­ле­ние, про­стым язы­ком, это ко­гда всё идет не так как хо­те­лось бы, не нуж­но впа­дать в де­прес­сию, жа­ло­вать­ся на жизнь и жа­леть се­бя. Мыслить по­зи­тив­но – это ко­гда си­ту­а­ция уже про­изо­шла, нуж­но най­ти в ней по­зи­тив­ные мо­мен­ты. Всё про­ис­хо­дит не про­сто так в на­шем ми­ре, всё вза­и­мо­свя­за­но. Даже ес­ли невоз­мож­но най­ти ну ни­че­го по­зи­тив­но­го, все рав­но по­смот­ри­те на си­ту­а­цию со сто­ро­ны – воз­мож­но, это опыт, ко­то­рый при­го­дит­ся нам в даль­ней­шем. Работу с дан­ным лек­ци­он­ным бло­ком мож­но по­стро­ить в фор­ме диа­ло­га. Тренер мо­жет при­во­дить си­ту­а­ции, опи­сан­ные вы­ше, а груп­па – ис­кать в них по­зи­тив­ные мо­мен­ты. Можно за­пи­сы­вать их на флип­чар­те. Мини-лек­цию мож­но свя­зать с упраж­не­ни­я­ми Сам та­кой, Комплименты и за­кры­тым упраж­не­ни­ем Мотивационная тре­ни­ров­ка.
     
  • Оценка по­се­ти­те­лей:
    1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов6 баллов7 баллов8 баллов9 баллов10 баллов — оце­ни­те? Загрузка…

Хотите за­ра­ба­ты­вать на про­да­же сце­на­ри­ев в Магазине тре­нин­гов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все по­дроб­но­сти здесь.

Ваши во­про­сы и ком­мен­та­рии от­но­си­тель­но опи­сан­ной ак­тив­но­сти мож­но оста­вить в по­ле ни­же — мы бу­дем ра­ды от­ве­тить на ва­ши во­про­сы и улуч­шить то, что мы де­ла­ем для вас. Хотите пер­вы­ми по­лу­чать но­вые иг­ры, упраж­не­ния и дру­гие тре­нин­го­вые ак­тив­но­сти, пуб­ли­ку­е­мые на сер­ви­се — всту­пай­те в на­ши груп­пы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш ка­нал YouTube.
 

С ува­же­ни­ем, Светлана Галицкая.

Светлана Галицкая

Нужно войти чтобы оставить комментарий.