Мини-лекция “Развитие памяти”

мини-лекция Развитие памяти -- для психологического тренинга

  • Тренинги: пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги.
  • Вид ма­те­ри­а­ла: ми­ни-лек­ции.
     
  • Оптимальное вре­мя: 15–20 ми­нут.
     
  • Цели: по­лу­че­ние ин­фор­ма­ции о раз­ви­тии па­мя­ти.
     
  • Содержание: Память — од­на из пси­хи­че­ских функ­ций и ви­дов ум­ствен­ной де­я­тель­но­сти че­ло­ве­ка, пред­на­зна­чен­ная со­хра­нять, на­кап­ли­вать и вос­про­из­во­дить ин­фор­ма­цию. Способность дли­тель­но хра­нить ин­фор­ма­цию о со­бы­ти­ях внеш­не­го ми­ра и ре­ак­ци­ях ор­га­низ­ма и мно­го­крат­но ис­поль­зо­вать её в сфе­ре со­зна­ния для ор­га­ни­за­ции по­сле­ду­ю­щей де­я­тель­но­сти (Википедия).

    По ста­ти­сти­ки про­бле­мы с па­мя­тью бес­по­ко­ят каж­до­го тре­тье­го жи­те­ля зем­ли. Причем ухуд­ше­ние па­мя­ти ха­рак­тер­на для всех воз­рас­тов.

    Зачем же нуж­но улуч­шать свою па­мять? Смешной во­прос, ска­же­те вы.  Ведь каж­до­му из­вест­но, что та­кое хо­ро­шая па­мять. Однако, мно­гие лю­ди крайне упро­щен­но вос­при­ни­ма­ют свою па­мять, и по­это­му не по­ни­ма­ют как её раз­ви­тие вли­я­ет на дру­гие спо­соб­но­сти. Их ло­ги­ка сво­дит­ся к сле­ду­ю­щим ар­гу­мен­там: Улучшится воз­мож­ность в за­по­ми­на­нии? Но я и так пом­ню всё что мне нуж­но. Я уже вполне при­спо­со­бил­ся к сво­им спо­соб­но­стям, но­ме­ра те­ле­фо­нов хра­нят­ся в со­то­вом те­ле­фоне, ес­ли что нуж­но по­слож­нее — мож­но и за­пи­сать. Поскольку про­бле­мы с па­мя­тью уже как-то ре­ши­лись, то нет нуж­ды еще и на неё тра­тить вре­мя. В кон­це кон­цов глав­ное не па­мять, а мыш­ле­ние, ин­тел­лект, спо­соб­ность об­ра­ба­ты­вать ин­фор­ма­цию.

    Большинство лю­дей ду­ма­ет, что улуч­шив свою па­мять они сде­ла­ют из сво­ей го­ло­вы фо­то­ап­па­рат или маг­ни­то­фон,  и дру­гих пре­иму­ществ не ви­дят. Но раз­ви­тие па­мя­ти это не толь­ко па­мять, но и мыш­ле­ние, во­об­ра­же­ние, вни­ма­ние, и мно­гое дру­гое, без че­го немыс­ли­ма эф­фек­тив­ная ум­ствен­ная де­я­тель­ность че­ло­ве­ка.

    Итак, Чего до­сти­га­ет че­ло­век тре­ни­руя па­мять?

    1. Внимание. Необходимость кон­тро­ли­ро­вать ход сво­их мыс­лей, по­сто­ян­ная кон­цен­тра­ция на объ­ек­тах за­по­ми­на­ния при­во­дит к улуч­ше­нию вни­ма­ния. В ре­зуль­та­те че­ло­ве­ку ста­но­вит­ся лег­че со­сре­до­то­чи­вать­ся на те­ку­щих де­лах и про­бле­мах, его жизнь ста­но­вит­ся го­раз­до ор­га­ни­зо­ван­нее, мень­ше под­вер­жен­ной вли­я­нию по­мех.
       
    2. Мышление. Развитие па­мя­ти улуч­ша­ет и мыш­ле­ние за счет то­го, что по­сто­ян­но при­хо­дит­ся ра­бо­тать с мыс­лен­ны­ми объ­ек­та­ми, при­ду­мы­вать свя­зы­ва­ю­щие их ас­со­ци­а­ции. В ре­зуль­та­те раз­ви­ва­ет­ся ас­со­ци­а­тив­ное мыш­ле­ние — от­вет­ствен­ное за обоб­ще­ние и аб­страк­цию и на­гляд­но-об­раз­ное — ис­поль­зо­ва­ние ко­то­ро­го по­мо­га­ет це­лост­но­му вос­при­я­тию ре­аль­но­сти и ин­ту­и­тив­но­му ре­ше­нию про­блем. Ну и ра­зу­ме­ет­ся про­сто са­ма спо­соб­ность к за­по­ми­на­нию по­мо­га­ет мыш­ле­нию. Если все необ­хо­ди­мые фак­ты ока­зы­ва­ют­ся под ру­кой, то в про­цес­се мыш­ле­ния ока­зы­ва­ет­ся мень­ше необ­хо­ди­мо­сти за­дер­жи­вать­ся на ре­ше­нии вто­ро­сте­пен­ных про­блем, по по­лу­че­нию необ­хо­ди­мой ин­фор­ма­ции. Не сек­рет: по­ка най­дёшь нуж­ную ин­фор­ма­цию — за­бу­дешь за­чем она нуж­на. Особенно ес­ли ищешь её с по­мо­щью ин­тер­не­та — по­пут­но по­па­да­ет­ся столь­ко ин­те­рес­но­го, что про­цесс по­ис­ка ока­зы­ва­ет­ся “важ­нее” ре­зуль­та­та и ко­гда най­дёшь ис­ко­мое, уже за­бы­ва­ешь с че­го же всё на­чи­на­лось.
       
    3. Воображение и твор­че­ская де­я­тель­ность. Ассоциации, при­ду­мы­ва­е­мые мне­мо­ни­стом, ча­сто необыч­ны и аб­сурд­ны. Связывая объ­ек­ты при­хо­дит­ся со­зда­вать неве­ро­ят­ное. Уже че­рез неко­то­рое вре­мя по­сле на­ча­ла за­ня­тий мож­но за­ме­тить, что при ре­ше­нии сво­их про­блем на­чи­на­ешь ис­поль­зо­вать ме­то­ды, рань­ше ка­зав­ши­е­ся слиш­ком нестан­дарт­ны­ми. А нераз­ре­ши­мые про­бле­мы вдруг по­лу­ча­ют про­стое и эле­гант­ное ре­ше­ние.
       
    4. Защита моз­га че­ло­ве­ка от воз­раст­ных из­ме­не­ний. То, что мы не ис­поль­зу­ем, мы те­ря­ем. Это хо­ро­шо вид­но на при­ме­ре фи­зи­че­ских спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка. В ка­кой бы хо­ро­шей фи­зи­че­ской фор­ме вы не на­хо­ди­лись ес­ли ве­сти ма­ло­по­движ­ный об­раз жиз­ни, не да­вать сво­е­му ор­га­низ­му фи­зи­че­ской на­груз­ки, то че­рез неко­то­рое вре­мя мыш­цы атро­фи­ру­ют­ся и ста­нут дряб­лы­ми, по­явит­ся одыш­ка, и ку­ча дру­гих про­блем свя­зан­ных с серд­цем, дав­ле­ни­ем и т.д. Если же ве­сти ак­тив­ный об­раз жиз­ни, со­вер­шать дли­тель­ные про­гул­ки, по­се­щать в бас­сейн или тре­на­жер­ный зал, то про­блем со здо­ро­вьем мож­но из­бе­жать. То же са­мое от­но­сит­ся и к мен­таль­ным воз­мож­но­стям ор­га­низ­ма. Широко рас­про­стра­не­но мне­ние, что с воз­рас­том ум­ствен­ные спо­соб­но­сти че­ло­ве­ка ухуд­ша­ют­ся. Как по­ка­зы­ва­ют ис­сле­до­ва­ния ча­сто дей­стви­тель­но так и про­ис­хо­дит. Но ухуд­ше­ние спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка не яв­ля­ет­ся та­ким уж необ­ра­ти­мым. Если про­дол­жать ис­поль­зо­вать свой мозг, да­вать ему на­груз­ку, то его со­сто­я­ние как ми­ни­мум не бу­дет ухуд­шать­ся. Ухудшению спо­соб­но­стей моз­га мож­но вос­пре­пят­ство­вать ре­шая кросс­вор­ды или ло­ги­че­ские за­да­чи. Выполняя упраж­не­ния по раз­ви­тию па­мя­ти так­же мож­но вос­пре­пят­ство­вать ухуд­ше­нию ум­ствен­ных спо­соб­но­стей — па­мя­ти, кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, мыш­ле­ния и пр.
       

    Как ви­дим раз­ви­тие па­мя­ти по­мо­га­ет не толь­ко па­мя­ти, но и спо­соб­ству­ет гар­мо­нич­но­му раз­ви­тию дру­гих спо­соб­но­стей че­ло­ве­ка.

    Какую па­мять бу­дем раз­ви­вать?

    Произнося фра­зу “У ме­ня пло­хая па­мять” лю­ди ча­сто под­ра­зу­ме­ва­ют со­вер­шен­но раз­ные ве­щи. Для од­них это невоз­мож­ность за­пом­нить но­ме­ра те­ле­фо­нов, для дру­гих — ли­ца лю­дей. Некоторые бо­рют­ся с рас­се­ян­но­стью — по­сто­ян­но за­бы­ва­ют клю­чи и до­ку­мен­ты, про­пус­ка­ют на­зна­чен­ные встре­чи и т.д. А есть лю­ди для ко­то­рых хо­ро­шая па­мять — это воз­мож­ность быст­ро вы­учить боль­шой объ­ем ин­фор­ма­ции к эк­за­ме­ну. Разобравшись, что имен­но вам нуж­но вы су­ме­е­те сэко­но­мить мно­го сил и вре­ме­ни.

    В за­ви­си­мо­сти от то­го, ка­кую па­мять вы со­би­ра­е­тесь раз­ви­вать мож­но вы­де­лить три спо­со­ба раз­ви­тия па­мя­ти. Рассмотрим их по­дроб­нее:

    1. Память на со­бы­тия или бы­то­вая па­мять. Название до­ста­точ­но услов­ное, поз­во­ля­ет от­де­лить при­е­мы за­по­ми­на­ния, и ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся в ос­нов­ном в по­все­днев­ной жиз­ни и сво­дят­ся к то­му, что­бы “не за­быть что-то”. Вы мо­же­те за­быть взять клю­чи вы­хо­дя из до­му, по­то­му-что кто-то пе­ред са­мым вы­хо­дом вас от­влек­ли те­ле­фон­ным звон­ком. Вы мо­же­те за­быть зай­ти в ма­га­зин про­хо­дя ми­мо него, за­ду­мав­шись о чём-то сво­ём. Вы мо­жет за­быть до­ку­мен­ты про­сто по­то­му-что за­бы­ли. Вы мо­же­те за­быть со­то­вый те­ле­фон в ка­фе.

      В кни­гах или ста­тьях в ин­тер­не­те до­ста­точ­но ча­сто встре­ча­ют­ся при­е­мы для раз­ви­тия дан­но­го ви­да па­мя­ти. Рекомендую од­ну кни­гу, ко­то­рая прак­ти­че­ски пол­но­стью по­свя­ще­на дан­но­му ви­ду за­по­ми­на­ния — “Язык па­мя­ти” Дугласа Хермана и Майкла Грюнберга. Большая часть кни­ги опи­сы­ва­ет си­ту­а­ции в ко­то­рых два экс­пер­та по па­мя­ти по­сто­ян­но что-то за­бы­ва­ли.  Интересная кни­га, с опи­са­ни­ем боль­шо­го ко­ли­че­ства фак­тов из жиз­ни.

    2. Память как пси­хи­че­ская функ­ция. То, что ча­сто на­зы­ва­ет­ся есте­ствен­ной па­мя­тью. К дан­но­му спо­со­бу от­но­сят вы­пол­не­ние упраж­не­ний на раз­ви­тие вни­ма­ния и соб­ствен­но па­мя­ти, управ­ле­ние ды­ха­ни­ем, ор­га­ни­за­ция ди­е­ты для улуч­ше­ния сво­их ум­ствен­ных спо­соб­но­стей.

      Надо ска­зать, что хо­тя от­дель­ные эле­мен­ты это­го спо­со­ба за­по­ми­на­ния встре­ча­ют­ся до­воль­но ча­сто, но в си­сте­ма­ти­зи­ро­ван­ном ви­де  это толь­ко в од­ном ис­точ­ни­ке — аудио­кур­се Ивана Ивановича Полонейчика “Принципы и ме­то­ды раз­ви­тия па­мя­ти”. Развитие дан­но­го ви­да па­мя­ти поз­во­ля­ет за­по­ми­нать без осо­бых уси­лий раз­но­об­раз­ную ин­фор­ма­цию.

    3. Мнемотехника или ис­кус­ствен­ная па­мять. Наверное са­мый ста­рый и эф­фек­тив­ный спо­соб за­по­ми­на­ния. Как на­счет то­го, что­бы за­пом­нить несколь­ко ты­сяч цифр, на­при­мер зна­ков чис­ла пи? Или за­пом­нить, близ­ко к те­сту, со­дер­жи­мое тол­стой кни­ги на­пол­нен­ной ку­чей фак­тов, све­де­ний, чис­ло­вых дан­ных? Или спи­сок за­ко­нов, смысл ко­то­рых и про­сто-то по­нять при чте­нии мо­жет быть слож­но?

      Мнемотехника, мо­би­ли­зуя  воз­мож­но­сти мыш­ле­ния, вни­ма­ния, во­об­ра­же­ния, поз­во­ля­ет за­пом­нить всё это. Хотя ко­неч­но, для овла­де­ния ею и тре­бу­ет­ся вре­мя на вы­пол­не­ние упраж­не­ний по за­по­ми­на­нию и ре­гу­ляр­ные тре­ни­ров­ки. И са­мый боль­шой па­ра­докс за­клю­ча­ет­ся в том, что овла­де­вая мне­мо­тех­ни­кой и ис­поль­зуя её, ва­ша па­мять не ста­но­вит­ся луч­ше. Использование мне­мо­тех­ни­ки поз­во­ля­ет за­по­ми­нать, но не раз­ви­ва­ет па­мять.

    Итак, вот они эти три ос­нов­ных ме­то­да раз­ви­тия па­мя­ти. Какой из них луч­ше? Сложно ска­зать. Лучше по­дой­ти с дру­го­го кон­ца — а что вам нуж­но от сво­ей па­мя­ти? Что вам не хва­та­ет на дан­ный мо­мент? В ре­ше­нии ка­ких про­блем вам ме­ша­ет соб­ствен­ная па­мять. Подумайте об этом и от­вет ока­жет­ся на по­верх­но­сти.

  • Обсуждение:
    • Как вы счи­та­е­те, у вас хо­ро­шая па­мять? Почему вы так ду­ма­е­те?
    • Развиваете ли вы свою па­мять?
    • Пригодится ли вам хо­ро­шая па­мять? В ка­ком слу­чае?
    • Какие спо­со­бы раз­ви­тия па­мя­ти вы зна­е­те?
       
  • Рекомендации: из ми­ни-лек­ции мож­но узнать за­чем нуж­но раз­ви­вать па­мять, че­го он до­стиг­нет имея раз­ви­тую па­мять. Также рас­смат­ри­ва­ют­ся ви­ды па­мя­ти и спо­со­бы ее раз­ви­тия. В рам­ках те­мы мож­но ис­поль­зо­вать на­ши за­кры­тые упраж­не­ния за­кры­тые упраж­не­ния Список по­ку­пок и Испорченный те­ле­фон.
     
  • Оценка по­се­ти­те­лей:
    1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов6 баллов7 баллов8 баллов9 баллов10 баллов — будь­те пер­вым Загрузка…

Хотите за­ра­ба­ты­вать на про­да­же сце­на­ри­ев в Магазине тре­нин­гов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все по­дроб­но­сти здесь.

Ваши во­про­сы и ком­мен­та­рии от­но­си­тель­но опи­сан­ной ак­тив­но­сти мож­но оста­вить в по­ле ни­же — мы бу­дем ра­ды от­ве­тить на ва­ши во­про­сы и улуч­шить то, что мы де­ла­ем для вас. Хотите пер­вы­ми по­лу­чать но­вые иг­ры, упраж­не­ния и дру­гие тре­нин­го­вые ак­тив­но­сти, пуб­ли­ку­е­мые на сер­ви­се — всту­пай­те в на­ши груп­пы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш ка­нал YouTube.
 

С ува­же­ни­ем, Светлана Галицкая.

Светлана Галицкая

Нужно войти чтобы оставить комментарий.