Мини-лекция “Работа в команде”

мини-лекция Работа в команде

  • Тренинги: тре­нин­ги по ко­ман­до­об­ра­зо­ва­нию.
  • Вид упраж­не­ния: ми­ни-лек­ции.
     
  • Материалы: не нуж­ны.
  • Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое.
  • Оптимальное вре­мя: 15 ми­нут.
     
  • Цель: фор­ми­ро­ва­ние по­ня­тия ко­ман­ды.
     
  • Содержание: Любой ру­ко­во­ди­тель стре­мит­ся к со­зда­нию сла­жен­но­го и хо­ро­шо ра­бо­та­ю­ще­го кол­лек­ти­ва. Для это­го необ­хо­ди­мо уметь пра­виль­но рас­став­лять ак­цен­ты, сгла­жи­вать кон­флик­ты, гра­мот­но пла­ни­ро­вать ме­ро­при­я­тия. Считается, что ко­манд­ная ра­бо­та на про­ек­те мо­жет при­не­сти боль­ше при­бы­ли, чем де­я­тель­ность в оди­ноч­ку. Между тем имен­но пер­вая на прак­ти­ке вы­зы­ва­ет мно­же­ство опа­се­ний и нега­тив­ную ре­ак­цию. Это свя­за­но глав­ным об­ра­зом с неуме­ни­ем пра­виль­но ор­га­ни­зо­вы­вать та­кую де­я­тель­ность. Рассмотрим да­лее прин­ци­пы ко­манд­ной ра­бо­ты.

    Общие сведения

    Что та­кое ко­манд­ная ра­бо­та? Стоит ска­зать, что не вся­кая груп­па спе­ци­а­ли­стов мо­жет стать друж­ным и вы­со­ко­про­фес­си­о­наль­ным кол­лек­ти­вом. Командой на­зы­ва­ют неболь­шое ко­ли­че­ство со­труд­ни­ков, об­ла­да­ю­щих вза­и­мо­до­пол­ня­ю­щи­ми уме­ни­я­ми, свя­зан­ных об­щим за­мыс­лом, стре­мя­щих­ся к еди­ным це­лям и несу­щих рав­ную от­вет­ствен­ность за их ре­а­ли­за­цию. В та­ком кол­лек­ти­ве ин­ди­ви­ду­аль­ные ин­те­ре­сы ото­дви­га­ют­ся на вто­рой план. Каждый участ­ник груп­пы дол­жен об­ла­дать вы­со­ким про­фес­си­о­наль­ным уров­нем, спо­соб­но­стью при­ни­мать ре­ше­ния и вза­и­мо­дей­ство­вать с осталь­ны­ми ее чле­на­ми. Командная ра­бо­та пред­по­ла­га­ет за­ви­си­мость спе­ци­а­ли­стов друг от дру­га. В этой свя­зи в рам­ках груп­пы осу­ществ­ля­ет­ся по­сто­ян­ный об­мен све­де­ни­я­ми.

    Специфика организации

    Слаженная ко­манд­ная ра­бо­та яв­ля­ет­ся ито­гом гра­мот­ной управ­лен­че­ской де­я­тель­но­сти. Коллектив дол­жен прой­ти несколь­ко ста­дий:

    1. Адаптация. На этом эта­пе осу­ществ­ля­ет­ся вза­им­ное ин­фор­ми­ро­ва­ние и оцен­ка по­став­лен­ных за­дач. Участники груп­пы об­ща­ют­ся друг с дру­гом осто­рож­но, об­ра­зу­ют­ся трой­ки или па­ры. В про­цес­се адап­та­ции лю­ди в неко­то­ром ро­де про­ве­ря­ют друг дру­га, опре­де­ля­ют вза­и­мо­при­ем­ле­мые мо­де­ли по­ве­де­ния. Эффективность ко­манд­ной ра­бо­ты на этой ста­дии очень низ­кая.
    2. Группировка. На дан­ной ста­дии лю­ди схо­дят­ся по ин­те­ре­сам и сим­па­ти­ям. При этом об­на­ру­жи­ва­ют­ся несов­па­де­ния ин­ди­ви­ду­аль­ной мо­ти­ва­ции и це­ли ко­манд­ной ра­бо­ты. Участники груп­пы мо­гут про­ти­во­дей­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям. Этим опре­де­ля­ет­ся сте­пень доз­во­лен­ной эмо­ци­о­наль­ной ре­ак­ции. К при­ме­ру, сек­ре­тарь ки­да­ет бу­ма­ги и оце­ни­ва­ет ре­ак­цию осталь­ных на это дей­ствие.
    3. Кооперация. На этой ста­дии участ­ни­ки груп­пы осо­зна­ют же­ла­ние ра­бо­тать над по­став­лен­ной за­да­чей. Начинается кон­струк­тив­ное и от­кры­тое об­ще­ние, впер­вые по­яв­ля­ет­ся ме­сто­име­ние “мы”.
    4. Нормирование ра­бо­ты. На этом эта­пе со­зда­ют­ся схе­мы вза­и­мо­дей­ствия в кол­лек­ти­ве. На этой ста­дии по­яв­ля­ет­ся до­ве­рие, а меж­лич­ност­ное об­ще­ние пе­ре­хо­дит на бо­лее вы­со­кий уро­вень.
    5. Функционирование. На этой ста­дии при­ни­ма­ют­ся кон­струк­тив­ные ре­ше­ния по по­во­ду по­став­лен­ной за­да­чи. У каж­до­го участ­ни­ка по­яв­ля­ет­ся своя роль. Коллектив от­кры­то про­яв­ля­ет и устра­ня­ет кон­флик­ты. На этом эта­пе на­чи­на­ет­ся ис­тин­ная ко­манд­ная ра­бо­та. В рам­ках груп­пы фор­ми­ру­ет­ся бла­го­при­ят­ный кли­мат. Все участ­ни­ки по­ни­ма­ют цен­ность пла­но­вых по­ка­за­те­лей, пред­при­ни­ма­ют дей­ствия, ори­ен­ти­ро­ван­ные на их до­сти­же­ние. Командная ра­бо­та на этом эта­пе счи­та­ет­ся наи­бо­лее успеш­ной.

    Феномены

    Психологами опи­са­ны неко­то­рые эф­фек­ты, воз­ни­ка­ю­щие при ра­бо­те в ко­ман­де. Среди них сто­ит от­ме­тить:

    1. Феномен объ­е­ма. Результат ко­манд­ной ра­бо­ты бу­дет за­ви­сеть от ко­ли­че­ства участ­ни­ков груп­пы.
    2. Феномен ка­че­ствен­но­го со­ста­ва. Задачи ко­манд­ной ра­бо­ты бу­дут ре­а­ли­зо­ва­ны наи­бо­лее успеш­но, ес­ли чле­ны груп­пы бу­дут раз­но­го воз­рас­та и по­ла, но с прак­ти­че­ски оди­на­ко­вы­ми со­ци­аль­ны­ми ха­рак­те­ри­сти­ка­ми.
    3. Конформизм. Изменение убеж­де­ний или по­ве­де­ния участ­ни­ков обу­слав­ли­ва­ет­ся во­об­ра­жа­е­мым или ре­аль­ным дав­ле­ни­ем груп­пы. Значение об­ще­ствен­но­го мне­ния до­ста­точ­но вы­со­ко для каж­до­го чле­на. Соответственно, все участ­ни­ки ува­жа­ют нор­мы, вы­ра­бо­тан­ные сов­мест­но.
    4. Деиндивидуализация. Она пред­по­ла­га­ет по­те­рю са­мо­со­зна­ния и воз­ник­но­ве­ние бо­яз­ни оцен­ки в усло­ви­ях ано­ним­но­сти, не кон­цен­три­ру­ю­щих вни­ма­ние на кон­крет­ной лич­но­сти.
    5. Эффект сдви­га рис­ка. В груп­пе при­ни­ма­ют­ся наи­ме­нее или наи­бо­лее рис­ко­ван­ные ре­ше­ния в срав­не­нии с те­ми, ко­то­рые вы­ра­ба­ты­ва­лись бы участ­ни­ка­ми по от­дель­но­сти.
    6. Округление” мыш­ле­ния. Участники груп­пы за­ни­ма­ют­ся по­ис­ком ре­ше­ния, ко­то­рое устра­и­ва­ло бы всех. При этом от­бра­сы­ва­ют­ся до­воль­но ре­а­ли­стич­ные ва­ри­ан­ты.
    7. Общественная ле­ность. При раз­де­ле­нии от­вет­ствен­но­сти в рав­ной сте­пе­ни на всех участ­ни­ков, они на­чи­на­ют ухуд­шать по­ка­за­те­ли сво­ей де­я­тель­но­сти все вме­сте.

    Признаки

    Командная ра­бо­та пред­по­ла­га­ет непре­рыв­ную дис­кус­сию меж­ду участ­ни­ка­ми. Она на­прав­ле­на на улуч­ше­ние со­труд­ни­че­ства. Все спе­ци­а­ли­сты чув­ству­ют се­бя ча­стью ра­бо­че­го со­об­ще­ства. Они ощу­ща­ют свою ком­пе­тент­ность, вы­пол­ня­ют опре­де­лен­ные дей­ствия са­мо­сто­я­тель­но и от­ве­ча­ют за по­след­ствия. Каждый участ­ник сво­бод­но пред­ла­га­ет по­явив­ши­е­ся у него идеи и кри­ти­ку­ет осталь­ных. Членам груп­пы из­вест­но о за­да­ни­ях дру­гих, они име­ют опре­де­лен­ное пред­став­ле­ние о спо­соб­но­стях и та­лан­тах каж­до­го. Это озна­ча­ет на­ли­чие вза­им­но­го ува­же­ния и ин­те­ре­са всех участ­ни­ков. При этом все чле­ны груп­пы стре­мят­ся к от­кры­то­му диа­ло­гу. Информация быст­ро, по­сто­ян­но и це­ле­на­прав­лен­но пе­ре­хо­дит от од­но­го участ­ни­ка к дру­го­му.

    Распространенные ошибки

    Навыки ко­манд­ной ра­бо­ты вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся в те­че­ние опре­де­лен­но­го вре­ме­ни. Нельзя сра­зу из груп­пы спе­ци­а­ли­стов со­здать успеш­ный и друж­ный кол­лек­тив. Особая роль в этом при­над­ле­жит ру­ко­во­ди­те­лю. Именно от него в боль­шей сте­пе­ни за­ви­сит эф­фек­тив­ность ко­ман­ды. Между тем на прак­ти­ке ру­ко­во­ди­те­ли до­пус­ка­ют се­рьез­ные ошиб­ки при ор­га­ни­за­ции кол­лек­тив­ной де­я­тель­но­сти. Они су­ще­ствен­но сни­жа­ют эф­фек­тив­ность ра­бо­ты. Среди наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных мож­но вы­де­лить сле­ду­ю­щие:

    • Несоответствие ру­ко­во­ди­те­ля, кол­лек­ти­ва и ти­па за­да­чи, по­став­лен­ной пе­ред людь­ми.
    • Неудачный вы­бор спе­ци­а­ли­стов для со­зда­ния груп­пы.
    • Отсутствие чет­ко обо­зна­чен­ной це­ли ли­бо кри­те­ри­ев ее ре­а­ли­за­ции.
    • Неблагоприятный со­ци­аль­но-пси­хо­ло­ги­че­ский кли­мат.

    Выводы

    Всех ука­зан­ных оши­бок вполне мож­но из­бе­жать. Практически каж­дый че­ло­век мо­ти­ви­ро­ван на ра­бо­ту тре­мя со­став­ля­ю­щи­ми: опла­той, ин­те­ре­сом и со­ци­аль­ной зна­чи­мо­стью. Первым двум ком­по­нен­там уде­ля­ет­ся на прак­ти­ке до­ста­точ­но боль­шое вни­ма­ние. При этом о со­ци­аль­ной зна­чи­мо­сти че­ло­ве­ка до­ста­точ­но ча­сто за­бы­ва­ют. Между тем участ­ни­ки груп­пы долж­ны быть уве­ре­ны, что ре­а­ли­зу­ют важ­ный про­ект, ко­то­рый при­не­сет пред­при­я­тию при­быль.

    Лидер коллектива

    Ему при­над­ле­жит осо­бая роль. Кроме непо­сред­ствен­но­го ру­ко­вод­ства, пла­ни­ро­ва­ния и кон­тро­ля, ли­де­ру необ­хо­ди­мо уметь мо­ти­ви­ро­вать и ор­га­ни­зо­вы­вать кол­лек­тив, раз­ви­вать в нем ос­но­вы са­мо­управ­ле­ния. Вследствие дей­ствия че­ло­ве­че­ско­го фак­то­ра на прак­ти­ке ре­а­ли­зо­вать эти за­да­чи бы­ва­ет до­ста­точ­но слож­но. Ключевым кри­те­ри­ем вы­бо­ра ли­де­ра вы­сту­па­ет его пред­став­ле­ние об ор­га­ни­за­ции де­я­тель­но­сти кол­лек­ти­ва. В ка­че­стве ос­нов­но­го ин­стру­мен­та воз­дей­ствия бу­дет вы­сту­пать по­зи­тив­ная и нега­тив­ная об­рат­ная связь. Эффективная ко­манд­ная ра­бо­та бу­дет во мно­гом за­ви­сеть от лич­ных ка­честв ли­де­ра. Он бу­дет пред­став­лять кол­лек­тив во вза­и­мо­дей­ствии с окру­жа­ю­щи­ми, устра­нять внеш­ние пре­пят­ствия.

    Уменьшение количества конфликтов

    Как вы­ше бы­ло ска­за­но, на на­чаль­ных эта­пах ра­бо­та в ко­ман­де со­про­вож­да­ет­ся опре­де­лен­ной на­пря­жен­но­стью. Нередко воз­ни­ка­ют кон­флик­ты. Руководителю пред­при­я­тия необ­хо­ди­мо учи­ты­вать их ве­ро­ят­ность и с опре­де­лен­ной до­лей ло­яль­но­сти от­но­сить­ся к участ­ни­кам груп­пы в этот пе­ри­од. Снизить на­пря­жен­ность мож­но, ис­поль­зуя раз­ные тре­нин­ги, ра­бо­ту над твор­че­ски­ми за­да­ни­я­ми, в про­цес­се ко­то­рых груп­па бу­дет чув­ство­вать се­бя од­ним ор­га­низ­мом. Кроме это­го, нема­ло­важ­но уде­лить вни­ма­ние раз­ра­бот­ке чет­ких пра­вил по­ве­де­ния. При этом они долж­ны фор­му­ли­ро­вать­ся и при­ни­мать­ся непо­сред­ствен­но са­ми­ми участ­ни­ка­ми груп­пы. Также необ­хо­ди­мо утвер­дить от­вет­ствен­ность за их на­ру­ше­ния.

    Нюансы

    Обычно кол­лек­тив чув­ству­ет се­бя ко­ман­дой то­гда, ко­гда до­стиг­нет пер­во­го успе­ха. Это в обя­за­тель­ном по­ряд­ке сле­ду­ет учесть ру­ко­во­ди­те­лю пред­при­я­тия. Первая за­да­ча для ко­ман­ды долж­на быть непро­стой, но при этом вполне ре­а­ли­зу­е­мой за от­но­си­тель­но неболь­шой пе­ри­од. В неко­то­рых слу­ча­ях бы­ва­ет так, что груп­па чрез­мер­но по­гру­жа­ет­ся в свою де­я­тель­ность и те­ря­ет связь с ре­аль­ным ми­ром. Это мо­жет иметь нега­тив­ные по­след­ствия. Чтобы предот­вра­тить та­кое яв­ле­ние, ру­ко­во­ди­те­лю сле­ду­ет ор­га­ни­зо­вать по­ступ­ле­ние внеш­ней ин­фор­ма­ции к участ­ни­кам и от­ток све­де­ний от них. Это спо­соб­ству­ет под­дер­жа­нию то­ну­са ко­ман­ды. Узнать и при­ме­нить все тон­ко­сти про­цес­са невоз­мож­но. Любая ко­манд­ная ра­бо­та пред­по­ла­га­ет на­ли­чие сла­бых мест. У успеш­ных кол­лек­ти­вов их ком­пен­си­ру­ют силь­ные сто­ро­ны участ­ни­ков.

  • Обсуждение:
    • Считаете ли вы, что ко­манд­ная ра­бо­та важ­на? Почему?
    • Считаете ли вы необ­хо­ди­мым уме­ние ра­бо­тать в ко­ман­де? Почему?
    • Что непоз­во­ли­тель­но де­лать в ко­ман­де?
    • Существуют ли у ко­ман­ды пра­ви­ла? Какие пра­ви­ла есть в ва­шей ко­ман­де?
    • Вам про­ще ра­бо­тать в ко­ман­де или од­но­му? Почему?
       
  • Рекомендации: ми­ни-лек­ция фор­ми­ру­ет по­ня­тие ко­ман­ды. Здесь опи­са­на спе­ци­фи­ка ор­га­ни­за­ции ко­ман­ды и фе­но­ме­ны, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при ра­бо­те в ко­ман­де. Также ука­за­ны ос­нов­ные ошиб­ки при фор­ми­ро­ва­нии ко­ман­ды. На эту те­му мож­но про­ве­сти моз­го­вой штурм Команда и упраж­не­ние Небоскреб. Для бо­лее де­таль­но­го изу­че­ния те­мы озна­комь­тесь с ми­ни-лек­ци­ей Теория ко­манд­ных ро­лей Р. Белбина.
     
  • Оценка по­се­ти­те­лей:
    1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов6 баллов7 баллов8 баллов9 баллов10 баллов — будь­те пер­вым Загрузка…

Хотите за­ра­ба­ты­вать на про­да­же сце­на­ри­ев в Магазине тре­нин­гов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все по­дроб­но­сти здесь.

Ваши во­про­сы и ком­мен­та­рии от­но­си­тель­но опи­сан­ной ак­тив­но­сти мож­но оста­вить в по­ле ни­же — мы бу­дем ра­ды от­ве­тить на ва­ши во­про­сы и улуч­шить то, что мы де­ла­ем для вас. Хотите пер­вы­ми по­лу­чать но­вые иг­ры, упраж­не­ния и дру­гие тре­нин­го­вые ак­тив­но­сти, пуб­ли­ку­е­мые на сер­ви­се — всту­пай­те в на­ши груп­пы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш ка­нал YouTube.
 

С ува­же­ни­ем, Владимир Пащенко.

Владимир Пащенко

Нужно войти чтобы оставить комментарий.