Мини-лекция “10 приемов для публичного выступления”

Мини-лекция 10 приемов для публичного выступления

  • Тренинги: ора­тор­ские тре­нин­ги.
  • Вид ма­те­ри­а­ла: ми­ни-лек­ции.
     
  • Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое.
  • Оптимальное вре­мя: 10–15 ми­нут.
     
  • Цель: зна­ком­ство с ос­нов­ны­ми при­е­ма­ми пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний.
     
  • Содержание:
     
    1. Пауза

      С че­го долж­но на­чи­нать­ся лю­бое успеш­ное вы­ступ­ле­ние? Ответ прост: с па­у­зы. Неважно, ка­кая у вас речь: по­дроб­ное вы­ступ­ле­ние на несколь­ко ми­нут или ко­рот­кое пред­став­ле­ние сле­ду­ю­ще­го до­клад­чи­ка — вы долж­ны до­бить­ся ти­ши­ны в за­ле. Выйдя на три­бу­ну, осмот­ри­те ауди­то­рию и за­фик­си­руй­те взгляд на од­ном из слу­ша­те­лей. Затем мыс­лен­но про­из­не­си­те про се­бя пер­вое пред­ло­же­ние и уже по­сле вы­ра­зи­тель­ной па­у­зы на­чи­най­те го­во­рить.

    2. Первая фра­за

      Все успеш­ные ора­то­ры при­да­ют боль­шое зна­че­ние пер­вой фра­зе вы­ступ­ле­ния. Она долж­на быть мощ­ной и обя­за­тель­но вы­зы­вать по­ло­жи­тель­ный от­клик у ауди­то­рии.

      Первая фра­за — это, вы­ра­жа­ясь тер­ми­но­ло­ги­ей те­ле­ви­зи­он­щи­ков, «прайм-тайм» ва­ше­го вы­ступ­ле­ния. В этот мо­мент ауди­то­рия мак­си­маль­на по чис­лен­но­сти: каж­дый че­ло­век в за­ле хо­чет по­смот­реть на вас и узнать, что вы за пти­ца. Уже че­рез несколь­ко се­кунд мо­жет на­чать­ся от­сев слу­ша­те­лей: кто-то про­дол­жит бе­се­ду с со­се­дом, кто-то уткнёт­ся в те­ле­фон, а кто-то и во­все за­снёт. Однако первую фра­зу бу­дут слу­шать все без ис­клю­че­ния.

    3. Яркое на­ча­ло

      Если у вас нет в за­па­се яр­ко­го под­хо­дя­ще­го афо­риз­ма, спо­соб­но­го при­ко­вать все­об­щее вни­ма­ние, нач­ни­те с ис­то­рии из сво­ей жиз­ни. Если у вас есть важ­ный факт или но­вость, неиз­вест­ная слу­ша­те­лям, нач­ни­те сра­зу с неё («Вчера в 10 ча­сов утра…»). Чтобы ауди­то­рия вос­при­ни­ма­ла вас как ли­де­ра, нуж­но сра­зу брать бы­ка за ро­га: вы­би­рать силь­ное на­ча­ло.

    4. Главная мысль

      Ещё до то­го, как вы ся­де­те пи­сать свою речь, вы долж­ны опре­де­лить её глав­ную мысль. Этот клю­че­вой мо­мент, ко­то­рый вы хо­ти­те до­не­сти до ауди­то­рии, дол­жен быть сжа­тым, ём­ким, «по­ме­щать­ся в спи­чеч­ный ко­ро­бок».

      Остановитесь, по­смот­ри­те и со­ставь­те план: в первую оче­редь вы­де­ли­те клю­че­вые мыс­ли, а за­тем уже мо­же­те до­пол­нить и по­яс­нить их при­ме­ра­ми из жиз­ни или ци­та­та­ми.

      Как го­во­рил Черчилль, хо­ро­шая речь по­доб­на сим­фо­нии: она мо­жет быть ис­пол­не­на в трёх раз­ных тем­пах, но в ней долж­на со­хра­нять­ся ос­нов­ная ме­ло­дия.

    5. Цитаты

      Есть несколь­ко пра­вил, со­блю­де­ние ко­то­рых при­даст си­лу ци­ти­ро­ва­нию. Во-пер­вых, ци­та­та долж­на быть вам близ­ка. Никогда не при­во­ди­те вы­ска­зы­ва­ния ав­то­ра, ко­то­рый вам незна­ком, неин­те­ре­сен, ко­то­ро­го вам непри­ят­но ци­ти­ро­вать. Во-вто­рых, имя ав­то­ра долж­но быть из­вест­но слу­ша­те­лям, а са­ма ци­та­та долж­на быть ко­рот­кой.

      Вы так­же долж­ны на­учить­ся со­зда­вать об­ста­нов­ку для ци­ти­ро­ва­ния. Многие успеш­ные ора­то­ры поль­зу­ют­ся по­доб­ны­ми при­ё­ма­ми: пе­ред ци­ти­ро­ва­ни­ем они де­ла­ют па­у­зу и на­де­ва­ют оч­ки ли­бо же с се­рьёз­ным ви­дом за­чи­ты­ва­ют ци­та­ту с кар­точ­ки или, на­при­мер, га­зет­но­го ли­ста.

      Если вы хо­ти­те про­из­ве­сти осо­бое впе­чат­ле­ние ци­та­той, вы­пи­ши­те её на ма­лень­кую кар­точ­ку, до­стань­те во вре­мя вы­ступ­ле­ния из бу­маж­ни­ка и за­чи­тай­те вы­ска­зы­ва­ние.

    6. Остроумие

      Наверняка вам мно­го раз со­ве­то­ва­ли раз­ба­вить вы­ступ­ле­ние шут­кой или анек­до­том. В этом со­ве­те есть до­ля прав­ды, од­на­ко не сто­ит за­бы­вать, что шут­ка ра­ди шут­ки толь­ко оскорб­ля­ет слу­ша­те­ля.

      Не нуж­но на­чи­нать своё вы­ступ­ле­ние с не име­ю­ще­го от­но­ше­ния к си­ту­а­ции анек­до­та («Кажется, при­ня­то на­чи­нать речь с анек­до­та, так вот. Приходит как-то му­жик к пси­хи­ат­ру…»). Лучше неза­мет­но пе­рей­ти к сво­ей за­бав­ной ис­то­рии в се­ре­дине ре­чи, что­бы раз­ря­дить об­ста­нов­ку.

      Автор кни­ги со­ве­ту­ет для про­вер­ки анек­до­та или остро­ты ис­поль­зо­вать пра­ви­ло трёх Р: шут­ка долж­на быть ре­а­ли­стич­ной, ре­ле­вант­ной и рас­ска­зан­ной (а не про­чи­тан­ной).

    7. Чтение

      Чтение ре­чи с ли­ста с опу­щен­ны­ми вниз гла­за­ми, мяг­ко го­во­ря, не вы­зы­ва­ет вос­тор­га у ауди­то­рии. Как же то­гда по­сту­пать? Неужели необ­хо­ди­мо за­учи­вать по­лу­ча­со­вое длин­ное вы­ступ­ле­ние? Вовсе нет. Нужно на­учить­ся пра­виль­но чи­тать.

      Первое пра­ви­ло про­чте­ния ре­чи: ни­ко­гда не про­из­но­си­те сло­ва, ес­ли ва­ши гла­за смот­рят на бу­ма­гу.

      Используйте тех­ни­ку СОС: смот­реть — оста­но­вить­ся — ска­зать.

      Для тре­ни­ров­ки возь­ми­те лю­бой текст. Опустите гла­за и мыс­лен­но сфо­то­гра­фи­руй­те несколь­ко слов. Затем под­ни­ми­те го­ло­ву и оста­но­ви­тесь. Затем, гля­дя на лю­бой пред­мет в дру­гом кон­це ком­на­ты, рас­ска­жи­те то, что за­пом­ни­ли. И так да­лее: смот­ри­те в текст, оста­нав­ли­вай­тесь, го­во­ри­те.

    8. Приёмы ора­то­ра

      Известно, что Черчилль фик­си­ро­вал свои вы­ступ­ле­ния по­доб­но сти­хам, раз­де­ляя их на от­дель­ные фра­зы и за­пи­сы­вая каж­дую в от­дель­ную стро­ку. Чтобы речь за­зву­ча­ла ещё бо­лее убе­ди­тель­но, вос­поль­зуй­тесь этим при­ё­мом.

      Используйте риф­мы и внут­рен­ние со­зву­чие во фра­зе, что­бы при­дать зву­ча­нию сво­ей ре­чи по­э­ти­че­скую си­лу воз­дей­ствия (на­при­мер, фра­за Черчилля «Мы долж­ны сле­до­вать прин­ци­пам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

      Придумать риф­мы очень про­сто, до­ста­точ­но за­пом­нить са­мые рас­про­стра­нён­ные из них: ‑на (вой­на, ти­ши­на, нуж­на), ‑та (тем­но­та, пу­сто­та, меч­та), ‑ч (меч, речь, течь, встреч), ‑озы / осы (ро­зы, угро­зы, слё­зы, во­про­сы), ‑ание, ‑да, ‑он, ‑ция, ‑изм и так да­лее. Поупражняйтесь с эти­ми про­стей­ши­ми риф­ма­ми, со­став­ляя звуч­ные фра­зы.

      Но помни­те: риф­мо­ван­ная фра­за долж­на быть од­ной на всю речь, не нуж­но пре­вра­щать своё вы­ступ­ле­ние в по­э­му.
      А что­бы риф­ма не про­па­ла зря, вы­ра­зи­те в этой фра­зе клю­че­вую мысль ре­чи.

    9. Вопросы и па­у­зы

      Многие ора­то­ры ис­поль­зу­ют для уста­нов­ле­ния кон­так­та с пуб­ли­кой во­про­сы. Не за­бы­вай­те об од­ном пра­ви­ле: ни­ко­гда не за­да­вай­те во­прос, ес­ли не зна­е­те от­вет на него. Только пред­ска­зав ре­ак­цию пуб­ли­ки, вы смо­же­те под­го­то­вить­ся и из­влечь из во­про­са мак­си­маль­ную поль­зу.

    10. Финал

      Даже ес­ли ва­ша речь бы­ла невы­ра­зи­тель­ной, всё мо­жет ис­пра­вить удач­ная кон­цов­ка. Чтобы про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние в фи­на­ле, на­строй­тесь, при­зо­ви­те на по­мощь свои эмо­ции: гор­дость, на­деж­ду, лю­бовь и дру­гие. Постарайтесь пе­ре­дать эти чув­ства слу­ша­те­лям так, как это уда­ва­лось ве­ли­ким ора­то­рам про­шло­го.

      Ни в ко­ем слу­чае не за­кан­чи­вай­те свою речь на ми­нор­ной но­те, этим вы про­сто уни­что­жа­е­те свою ка­рье­ру. Используйте ду­хо­подъ­ём­ные ци­та­ты, сти­хи или шут­ки.

    И, на­ко­нец, по­след­ний со­вет ав­то­ра: удив­ляй­те слу­ша­те­лей, за­ста­вай­те их врас­плох! Именно так по­сту­па­ли все ве­ли­кие ора­то­ры. Не будь­те пред­ска­зу­е­мы и про­за­ич­ны, не ста­но­ви­тесь ра­ба­ми лю­без­но­стей. Будьте не та­ки­ми, как все.

  • Обсуждение:
    • Выступали ли вы на пуб­ли­ке? Как все про­шло?
    • Как вы пе­ре­ба­ры­ва­е­те страх пе­ред вы­ступ­ле­ни­ем?
    • Что важ­но де­лать во вре­мя вы­ступ­ле­ния?
    • Чего де­лать не нуж­но, вы­сту­пая пе­ред ауди­то­ри­ей?
    • Может ли при­го­дить­ся в жиз­ни уме­ние вы­сту­пать на пуб­ли­ке?
       
  • Рекомендации: осво­ив несколь­ко про­стых пра­вил пуб­лич­ных вы­ступ­ле­ний, чи­та­тель об­ре­тет уве­рен­ность и на­учит­ся лег­ко справ­лять­ся с вол­не­ни­ем на пуб­ли­ке. Безусловно, су­ще­ству­ет мно­же­ство боль­ших и ма­лень­ких хит­ро­стей про­фес­си­о­наль­но­го вы­сту­па­ю­ще­го, в дан­ной ста­тье рас­смат­ри­ва­ют­ся лишь 10 ос­нов­ных, но очень важ­ных пра­вил. Ознакомьтесь с на­ши­ми упраж­не­ни­я­ми Пересказ, Представь ме­ня и за­кры­тым упраж­не­ни­ем Скороговорки. Также, мож­но ис­поль­зо­вать ми­ни-лек­цию Как по­бо­роть вол­не­ние пе­ред пуб­лич­ным вы­ступ­ле­ни­ем.
     
  • Оценка по­се­ти­те­лей:
    1 балл2 балла3 балла4 балла5 баллов6 баллов7 баллов8 баллов9 баллов10 баллов — оце­ни­те? Загрузка…

Хотите за­ра­ба­ты­вать на про­да­же сце­на­ри­ев в Магазине тре­нин­гов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все по­дроб­но­сти здесь.

Ваши во­про­сы и ком­мен­та­рии от­но­си­тель­но опи­сан­ной ак­тив­но­сти мож­но оста­вить в по­ле ни­же — мы бу­дем ра­ды от­ве­тить на ва­ши во­про­сы и улуч­шить то, что мы де­ла­ем для вас. Хотите пер­вы­ми по­лу­чать но­вые иг­ры, упраж­не­ния и дру­гие тре­нин­го­вые ак­тив­но­сти, пуб­ли­ку­е­мые на сер­ви­се — всту­пай­те в на­ши груп­пы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш ка­нал YouTube.
 

С ува­же­ни­ем, Владимир Пащенко.

Владимир Пащенко

Нужно войти чтобы оставить комментарий.