Упражнения на за­вер­ше­ние тре­нин­га (они же упраж­не­ния на ре­флек­сию тре­нин­га) — обя­за­тель­ный этап тре­нин­га, фор­ми­ру­ю­щий и за­креп­ля­ю­щий об­щие впе­чат­ле­ния участ­ни­ка о тре­нин­ге. Цель упраж­не­ний на за­вер­ше­ние — ак­ку­му­ли­ро­вать по­ло­жи­тель­ный опыт, по­лу­чен­ный в тре­нин­ге, и ней­тра­ли­зо­вать опыт от­ри­ца­тель­ный. Правильно про­ве­дён­ные упраж­не­ния на за­вер­ше­ние фор­ми­ру­ют у участ­ни­ков впе­чат­ле­ние о тре­нин­ге, как о по­лез­но и по­зи­тив­но про­ве­дён­ном вре­ме­ни.

Упражнения на за­вер­ше­ние тре­нин­га несут в се­бе несколь­ко функ­ций:

  • Резюме тре­нин­га, фор­му­ли­ров­ка су­хо­го остат­ка — ра­ци­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая тре­нин­га, со­бран­ная и струк­ту­ри­ро­ван­ная участ­ни­ком. Сухой оста­ток — это то по­лез­ное, что участ­ник по­лу­чил на тре­нин­ге. Без ре­зю­ме тре­нин­га рез­ко уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность то­го, что участ­ник по­счи­та­ет тре­нинг бес­по­лез­ным.
  • Отреагирование чувств, эмо­ци­о­наль­ная точ­ка — эмо­ци­о­наль­ная со­став­ля­ю­щая тре­нин­га в це­лом и рас­ста­ва­ния с груп­пой и участ­ни­ка­ми в част­но­сти. Отреагирование чувств и эмо­ций, воз­ник­ших, но не пол­но­стью вы­ра­жен­ных на тре­нин­ге. Прощание. Эмоциональная точ­ка — это то по­зи­тив­ное, что участ­ник по­лу­чил на тре­нин­ге. Без эмо­ци­о­наль­ной точ­ки уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность за­тя­ги­ва­ния тре­нин­га и нега­тив­но­го эмо­ци­о­наль­но­го фо­на у участ­ни­ков по­сле тре­нин­га.
  • Сбор об­рат­ной свя­зи — функ­ция в боль­шей сте­пе­ни по­лез­ная для тре­не­ра: сбор ре­ак­ций участ­ни­ков на тре­нинг, как ра­ци­о­наль­ных, так и эмо­ци­о­наль­ных. Без об­рат­ной свя­зи тре­нер не смо­жет раз­ви­вать­ся и раз­ви­вать тре­нинг.

Закрытое упражнение “Оценка тренинга”

упражнение Оценка тренинга для тренинга

Тренинги: биз­нес-тре­нин­ги, пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: блан­ки с гра­фи­ка­ми-таб­ли­ца­ми. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 10 ми­нут. Цель: оце­нить прой­ден­ный тре­нинг с точ­ки зре­ния раз­лич­ных ас­пек­тов ››››

Упражнение “Автопортрет”

Упражнение Автопортрет для тренинга

Тренинги: тре­нин­ги уве­рен­но­сти в се­бе, пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на на­вы­ки, упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: ли­сты A4, фло­ма­сте­ры. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: 8–12 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 30–35 ми­нут. Цель: вы­ра­бот­ка ак­ту­аль­ной са­мо­оцен­ки, са­мо­вы­ра­же­ние участ­ни­ков ››››

Упражнение “Взгляд со стороны”

упражнение Взгляд со стороны для тренинга

Тренинги: эмо­ци­о­наль­ные тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на на­вы­ки, упраж­не­ния на за­вер­ше­ние, упраж­не­ния для ве­би­на­ров. Материалы: бу­ма­га для за­пи­сей, руч­ки. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: чёт­ное. Оптимальное вре­мя: 20 ми­нут. Цель: раз­ви­тие са­мо­омозна­ния ››››

Упражнение “Свадебный переполох”

упражнение Свадебный переполох для тренинга

Тренинги: жен­ские тре­нин­ги, арт-тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на на­вы­ки, упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: ли­сты А4, нож­ни­цы, фло­ма­сте­ры, ка­ран­да­ши, скреп­ки, цвет­ная бу­ма­га. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: 10–20 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 15 ми­нут. Цель: ак­ти­ви­за­ция по­ло­жи­тель­ной уста­нов­ки на об­ре­те­ние се­мьи, по­ня­тие аф­фир­ма­ции ››››

Упражнение “Сила привычки”

упражнение Сила привычки

Тренинги: пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на на­вы­ки, упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: ли­сты для за­пи­сей, руч­ки. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 15–20 ми­нут. Цель: ак­ту­а­ли­за­ция те­мы при­вы­чек в пси­хо­ло­гии ››››

Закрытое упражнение “Я отпускаю”

закрытое упражнение Я отпускаю для тренинга

Тренинги: жен­ские тре­нин­ги, пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: блан­ки опрос­ни­ка. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 30 ми­нут. Цель: за­вер­ше­ние жиз­нен­но­го эта­па и пе­ре­ход к но­во­му, рас­ста­нов­ка то­чек в от­но­ше­ни­ях с кон­крет­ны­ми людь­ми ››››

Упражнение “Молоток или гвоздь”

упражнение Молоток или гвоздь

Тренинги: тре­нин­ги уве­рен­но­сти в се­бе. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние, упраж­не­ния на на­вы­ки. Материалы: не нуж­ны. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 20–30 ми­нут. Цель: тре­ни­ров­ка аб­стракт­но­го мыш­ле­ния ››››

Упражнение “Комплименты”

упражнение Комплименты

Тренинги: эмо­ци­о­наль­ные тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на на­вы­ки, упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: не нуж­ны. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 15–20 ми­нут. Цель: от­ра­бо­тать на­вы­ки эм­па­тии и но­вых спо­со­бов по­ве­де­ния, сфор­ми­ро­вать уме­ния де­лать ком­пли­мен­ты и со­зда­вать по­зи­тив­ные уста­нов­ки друг на дру­га ››››

Упражнение “Антистресс”

Тренинги: тре­нин­ги управ­ле­ния стрес­сом. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: ват­ма­ны, бу­ма­га, мар­ке­ры, руч­ки. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: до 20 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 35 ми­нут. Цель: обоб­ще­ние ин­фор­ма­ции, по­лу­чен­ной в кон­це тре­нин­го­во­го бло­ка ››››

Упражнение “Самый сок”

упражнение Самый сок

Тренинги: биз­нес-тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: три пла­ка­та, сти­ке­ры, руч­ки. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: 6–20 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 20–25 ми­нут. Цель: сбор и ин­те­гра­ция по­лез­но­го опы­та, об­рат­ная связь ››››

Упражнение “Тройная польза”

упражнение Тройная польза

Тренинги: биз­нес-тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: ли­сты А3, фло­ма­сте­ры. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: 6–20 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 20 ми­нут. Цель: сбор и ин­те­гра­ция по­лез­но­го опы­та ››››

Игра “Волшебные подарки”

игра Волшебные подарки

Тренинги: пси­хо­ло­ги­че­ские тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: не нуж­ны. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: пар­ное. Оптимальное вре­мя: 15–20 ми­нут. Цель: сбор и ин­те­гра­ция опы­та, за­вер­ше­ние тре­нин­га или тре­нин­го­во­го бло­ка в по­зи­тив­ном эмо­ци­о­наль­ном клю­че ››››

Упражнение “Настроение”

упражнение Настроение

Тренинги: эмо­ци­о­наль­ные тре­нин­ги. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: не нуж­ны. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: лю­бое. Оптимальное вре­мя: 5 ми­нут ››››

Упражнение “Затотушки”

упражнение Затотушки

Тренинги: тре­нин­ги об­ще­ния, тре­нин­ги уве­рен­но­сти в се­бе. Вид упраж­не­ния: упраж­не­ния на за­вер­ше­ние. Материалы: бу­ма­га (А4), руч­ки. Оптимальное ко­ли­че­ство участ­ни­ков: 6–16 че­ло­век. Оптимальное вре­мя: 40–50 ми­нут. Цель: со­зда­ние по­зи­тив­ной ат­мо­сфе­ры в груп­пе, за­вер­ше­ние тре­нин­го­во­го бло­ка или тре­нин­га на эмо­ци­о­наль­ном подъ­ёме ››››